Обитаемый информационный мир

Информационное общество, ноосферическая цивилизация, инфор­мационное пространство, киберпространство, информационная среда, виртуальная реальность — эти слова стали привычными не только на страницах научных и популярных изданий, но и в обыден­ной речи. Массовое сознание прочно связывает эти термины с ком­пьютерами и телекоммуникациями.

В то же время компьютеры и коммуникации получили в свое распоряжение лексику и понятий­ный аппарат бытийного плана — по интернету путешествуют, в него входят, в нем живут. Писатели и кинематографисты, давно облюбо­вавшие эту тему, регулярно выбрасывают на рынок очередные клоны «Газонокосильщика».

Программистский сленг, а за ним и логические конструкции явно «машинного» происхождения все чаще внедряют­ся в повседневную жизнь. Появляются новые области художествен­ного творчества и новые жанры, связанные с компьютерной техни­кой, такие, как компьютерные игры, компьютерные анимации, что заставляет признать факт рождения особой компьютерной эстетики и, возможно, формирования виртуальной культуры в целом.

Философы, экономисты и политологи, например М. Кастельс, говорят о переходе к информационному обществу, которое должно сменить постиндустриальное. Это ставит информационность в один ряд с понятиями глобального социально-политического и экономи­ческого плана.

Это и многое другое заставляет относиться к компьютеру и сетям не только как к техническим достижениям и средствам упрощения жизни современного человека, но и как к самобытийным сущностям, открывающим перед человечеством иные жизненные миры.

Компьютер вошел в дом и сразу же занял в нем центральное ме­сто. Силовые линии бытового космоса выстроились, притягивая все, что происходит в обыденной жизни, к экрану монитора. Прежние центры, будь то обеденный стол, книжная полка, телевизор, телефон с приходом информационного идола постепенно утратили свою цен­тральность.

Поле деятельности, поле развлечения и поле общения — все это поглотилось экраном, стало подвластно пальцам, лежащим на клавиатуре. Шутка ли, сидя дома в Нижнем Новгороде, Урюпинске или Ижевске, можно через интернет войти в машину, находящуюся где-нибудь в Новой Зеландии, на островах Зеленого Мыса или в Ни­дерландах.

Человеческая психика вряд ли смогла бы выдержать осоз­нание подобной победы над расстоянием, если бы не было предвари­тельной прививки телефонией и телевидением.

Нечто аналогичное происходит и с восприятием времени — его метки, позволяющие видеть события в их последовательности, вир­туальная компьютерная среда как бы стирает и запутывает.

Инфор­мация о событии прошлого, хранящаяся в интернете, резко отлича­ется от той, которую мы можем получить, листая пожелтевшие газет­ные страницы. Актуализация прошлого осуществляется с помощью обращения к соответствующему информационному ресурсу, и оно тут же становится в один ряд с настоящим.

Иными словами, времен­ные рамки актуального произвольно расширяются, а прошлое, на­стоящее и будущее (будущее может быть смоделировано с помощью современных прогностических средств) столь же произвольно пере­ставляются местами.

Ясно, что компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, не только войти, но и пересоздать его, построить новый жизненный план.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)