Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться меха­низированным способом с помощью подъемно-транспортных машин. На предприятиях в соответствии с ГОСТ 12.3.020 —80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности» перемещения грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должны производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Ана­логично должно быть механизировано перемещение грузов в тех­
нологических процессах на расстоянии более 25 м.

К подъемно-транспортным машинам относятся устройства и установки, предназначенные для перемещения грузов на неболь­шие расстояния: краны (башенные, портальные, автомобильные, мостовые, козловые краны-штабелеры и др.), лифты, ковшовые подъемники, автопогрузчики, подвесные дороги, грузоподъем­ные механизмы.

Рассмотрим меры безопасности при работе с кранами и грузо­подъемными механизмами.

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплу­атации грузоподъемных кранов руководство предприятия, строй­ки, организации (директор предприятия, главный инженер) дол­жно обеспечить содержание принадлежащих предприятию кранов и грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспо­соблений и тары в исправном состоянии и обеспечить безопасные условия их работы путем организации надлежащего освидетель­ствования, ремонта и обслуживания. В этих целях должны быть проведены следующие мероприятия: назначены ответственные лица за безопасную эксплуатацию кранов и грузоподъемных ме­ханизмов, съемных грузозахватных приспособлений и тары в со­ответствии с правилами; создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических ремонтов и осмотров, обеспечива­ющих содержание кранов и грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии; установлен требуемый правилами порядок обучения и периоди­ческой проверки знаний персонала, обслуживающего краны и грузоподъемные механизмы.

К управлению кранами и грузоподъемными машинами, стро­повке грузов и такелажным работам могут быть допущены лица не моложе 18 лет, специально обученные и аттестованные в соот­ветствии с правилами.

Для обеспечения безопасности и надежности при эксплуата­ции все краны и грузоподъемные механизмы должны подвергать­ся техническому освидетельствованию, включающему в себя ос­мотр, статические и динамические испытания.

Технические освидетельствования кранов и грузоподъемных механизмов бывают первичными, проводимыми после изготов­ления на заводе-изготовителе или при монтаже на месте эксплуа­тации, и периодическими.

Периодические технические освидетельствования могут быть полными, частичными и внеочередными.

Полные освидетельствования проводятся не реже 1 раза в три года. Частичные освидетельствования проводятся не реже 1 раза в год в процессе эксплуатации. Внеочередные освидетельствова­ния проводятся после монтажа, вызванного установкой крана на новое место; ремонта или реконструкции крана с заменой элементов металлоконструкций и узлов; установки нового, по­лученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудо­вания; замены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески.

При техническом освидетельствовании кранов и грузоподъем­ных механизмов осматривают электрооборудование, проверяют состояние и исправность приборов безопасности и средств сигна­лизации, тормозов и аппаратов управления, канатов, блоков, осей и их крепления, состояние подкрановых путей у кранов. Состоя­ние механизмов кранов проверяют опробованием их в работе и осмотром без разработки.

Статическое испытание кранов и грузоподъемных механизмов должно производиться грузом, на 25 % превышающим их номи­нальную грузоподъемность, в целях проверки прочности меха­низмов и отдельных их элементов.

Краны и грузоподъемные механизмы, выдержавшие статичес­кие испытания, подвергаются динамическому испытанию.

Динамическое испытание грузоподъемного механизма долж­но производиться с использованием груза, на 10 % превышаю­щего номинальную грузоподъемность механизма, в целях про­верки действия его тормозов. Допускается производить динами­ческое испытание рабочим грузом с повторным подъемом и опус­канием.

Во всех случаях при обнаружении дефектов во время испыта­ний кранов и грузоподъемных механизмов испытания необходи­мо прервать и, устранив дефекты, провести вновь.

Техническое освидетельствование кранов и грузопоподъемных механизмов должен проводить инженерно-технический работник, осуществляющий на предприятии надзор за кранами и грузоподъ­емными механизмами, при участии лица, непосредственно отве­чающего за их исправное состояние.

Разрешение на допуск к работе грузоподъемных механизмов выдается инженерно-техническим работником по надзору за кра­нами и грузоподъемными механизмами или инженерно-техничес­ким работником, выполняющим его обязанности, на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

При работе с кранами и грузоподъемными механизмами дол­жны выполняться определенные требования безопасности. Из зоны  работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к проводимым работам.
В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и вывешены знаки безопасности.

Масса грузов, подлежащих подъему, должна быть определена до подъема. Нагрузка на краны, грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности.

Крюки для перемещения грузов массой более 3 т должны быть изготовлены вращающимися на закрытых шариковых опорах, за исключением крюков специального назначения. Крюки, из зева которых при работе возможно выпадение съемных грузозахватных приспособлений, должны снабжаться замками, предотвраща­ющими их выпадение.

Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 30 см для проверки правильности строповки, равномерности на­тяжения стропов устойчивости крана или грузоподъемного меха­низма и надежности действия тормоза; только после этого груз можно поднимать на требуемую высоту.

Поднимать груз следует строго отвесно, для чего крюк крана или грузоподъемного механизма необходимо устанавливать непос­редственно над грузом. Подтаскивать груз по земле или полу крю­ком при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение канатов, запрещается. Груз при его перемещении в горизонталь­ном направлении должен быть предварительно поднят на 0,5 м и более (выше встречающихся на пути предметов).

Опускать грузы разрешается на предварительно подготовлен­ное место, где исключается их падение, опрокидывание или спол­зание.

Оставлять груз в подвешенном состоянии, а также поднимать и перемещать людей грузоподъемными механизмами, не пред­назначенными для их подъема, запрещается. В случае неисправно­сти механизма, когда невозможно опустить груз, место под под­вешенным грузом огораживается и вывешиваются запрещающие плакаты «Опасная зона», «Проход закрыт».

Направлять канат руками при наматывании его на барабан зап­рещается.

Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания и закручивания строп.

Грузоподъемные краны должны оснащаться средствами сигна­лизации, устройствами и приборами, обеспечивающими их беза­варийную и безопасную эксплуатацию.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ широко при­меняют различные съемные грузозахватные приспособления, пред­назначенные для обвязки, зацепки, захвата, закрепления (зажа­тия) и навешивания груза на грузозахватный орган крана. Дляперемещения сыпучих или жидких веществ предназначена тара.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стро­пы, захваты, траверсы, кантователи и др. Как правило, съемные грузозахватные приспособления эксплуатируются в неблагопри­ятных условиях производства; при этом они подвергаются воздей­ствию переменных нагрузок, коррозии, интенсивно изнашива­ются, получают механические повреждения. Поэтому использова­ние съемных грузозахватных приспособлений предполагает тща­тельный уход за ними и контроль исправности.

Порядок изготовления, содержания и безопасной эксплуата­ции съемных грузозахватных приспособлений оговаривается в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В соответствии с требованиями правил изготовление гру­зозахватных приспособлений и тары должно производиться цент­рализованно по нормалям, технологическим картам или индиви­дуальным чертежам. Грузозахватные приспособления должны от­вечать следующим требованиям: быть безопасными в работе; на­дежно стропить и прочно удерживать груз на весу даже при толчке и ударе; обладать достаточной прочностью и износостойкостью; быть удобными в обслуживании и управлении. Тара должна удов­летворять следующим требованиям: обладать достаточной проч­ностью и надежностью; обеспечивать сохранность и количество поднимаемого в ней груза; иметь минимальную массу по отноше­нию к помещенной в ней продукции; быть удобной для наполне­ния и опоражнивания.

Съемные грузозахватные приспособления должны периодически подвергаться техническому освидетельствованию: после изготов­ления — на заводе-изготовителе; после ремонта — на заводе, ко­торый их ремонтировал.

При техническом освидетельствовании съемные грузозахват­ные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их номинальную грузоподъем­ность, в течение 10 мин.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособ­ления и тара должны подвергаться осмотру в установленные сро­ки, но не реже чем через 6 мес — для траверс; через 1 мес — для тары, клещей и других захватов; через 10 дней — для стропов (за исключением редко используемых). Выявленные в процессе ос­мотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься.

На съемных грузозахватных приспособлениях для удобства под­бора по грузоподъемности и определения пригодности к эксплу­атации указывают номера, грузоподъемность и дату испытания (на прочно прикрепленной металлической бирке или клейме).

Наиболее распространенными и простыми в конструктивном исполнении грузозахватными приспособлениями являются стро­пы. Стропы бывают стальные, канатные, цепные, хлопчатобумаж­ные, пеньковые и капроновые. Чаще всего на предприятиях и в строительстве применяют канатные стропы.

Канатные стропы подразделяются на следующие типы: одноветвевые (СК); двухветвевые (2СК); трехветвевые (ЗСК); четырехветвевые (4СК); двухпетлевые (СКП); кольцевые (СКК).

На рис. 6.3. представлен универсальный петлевой канатный строп.Строповка грузов производится в соответствии с Правилами уст­ройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Стро­повку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и др.) необходимо производить за специальные ус­тройства, строповочные узлы или обозначенные места, в зависи­мости от положения центра тяжести и массы груза.

Места строповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначены предприятияем-изготовителем продук­ции или грузоотправителем. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. Пример схемы строповки груза показан на рис. 6.4.

К наиболее современным и безопасным грузозахватным при­способлениям относятся захваты, которые служат для захвата груза при его подъеме грузоподъемным механизмом, а также для осво­бождения груза на месте его складирования. Захваты обладают вы­сокой надежностью, удобны в эксплуатации. Существуют различ­ные типы захватов: механические с ручным управлением зацепления и отцепления груза, механические автоматического дей­ствия; канатные с электроприводом и др.

Для подъема и перемещения длинномерных и крупногабарит­ных грузов (труб, аппаратов, колонн, балок, ферм) применяют траверсы. Траверсы предохраняют поднимаемые грузы от сжима­ющих усилий, перекоса и раскачивания, повышают надежность строповки груза, позволяют более равномерно распределять на­грузку. Существуют различные типы траверс: с гибкой подве­ской, с жесткой подвеской, равноплечие, разноплечие, балансирные.

В некоторых случаях при монтажных работах необходимо под­нимать отдельные детали и конструкции в вертикальном положе­нии, а монтировать их — в горизонтальном, т.е. производить кан­тование груза. Обычные грузозахватные приспособления в этом случае малоэффективны. Для таких сложных операций, которые являются очень трудоемкими и опасными, применяют специаль­ные грузозахватные приспособления — кантователи, позволяющие обеспечить безопасность и удобство в работе.

Надежность и безопасность эксплуатации грузозахватных при­способлений зависят от правильного выбора их конструкции и рационального использования при выполнении конкретных ви­дов погрузочно-разгрузочных работ.

На территории предприятий эксплуатируются различные виды транспорта: автомобильный (грузовые, автомобили автомобиль­ные тягачи, полуприцепы и прицепы и т.д.), железнодорожный (тепловозы, мотовозы, крытые вагоны, платформы и полувагоны нормальной колеи, большегрузные транспортеры нормальной колеи), тракторы и др.

При эксплуатации автомобильного транспорта следует выпол­нять требования Правил дорожного движения Министерства внут­ренних дел Российской Федерации, Правил техники безопасно­сти для предприятий автомобильного транспорта.

Производственные здания и сооружения обычно располагают на территории предприятия по ходу производственного процесса.
При этом их группируют по различным признакам, в том числе учитывая движения транспортных и людских потоков, безопасность движения транспорта и пешеходов.

Дороги и проходы на территории предприятия должны быть, как правило, прямолинейными. Ширина дорог должна соответ­ствовать применяемым транспортным средствам, характеру пере­мещаемых грузов, интенсивности движения.

При организации движения транспорта необходимо учитывать наличие встречных потоков, по возможности обеспечивая одно­стороннее движение.

Проёзжая часть дорог должна иметь твердое покрытие. В местах интенсивного автомобильного и железнодорожного движения и на основных путях людских потоков устанавливают либо мосты-переходы над проезжей частью или рельсовыми путями, либо подземные переходы (туннели).

Переезды железнодорожных путей должны быть оборудованы автоматически действующей предупредительной сигнализацией.

По условиям обеспечения безопасности движения дороги и проезды на территории предприятия должны быть оборудованы тротуарами для движения людей. Максимальная скорость движе­ния автомобильного транспорта на территории предприятия дол­жна указываться на специальных знаках, устанавливаемых на до­рогах и проездах.

Для обеспечения безопасности движения в цехах, складских помещениях и других сооружениях на территории предприятия необходимо предусматривать раздельные входы (въезды) и выхо­ды (выезды) для людей и транспорта.

Двери и ворота должны открываться наружу, чтобы в случае массового движения людей из помещения двери и ворота не яв­лялись препятствием для выхода.

Ворота для автотранспорта должны иметь ширину, равную ширине автомобиля плюс 0,6 м, и высоту, равную высоте авто­мобиля плюс 0,2 м.

Ворота для железнодорожного транспорта должны иметь ши­рину 4,8 м и высоту не менее 5,4 м.

При транспортировании оборудования и других грузов необхо­димо предусматривать все меры, обеспечивающие безопасность.Так, при перевозке грузов вместе с грузчиками должны быть при­няты меры, исключающие падение людей из кузова и смещение груза во время движения автомобиля. Грузы должны быть по воз­можности равномерно размещены по всей площади кузова авто­мобиля.

При транспортировании необходимо учитывать характер гру­зов. К опасным грузам относятся вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, зданий и сооруже­ний, а также причиной гибели, увечья, отравления, ожогов, об­лучения или заболевания людей и животных. К опасным грузам относятся пылящие и горючие грузы; кислоты, щелочи в стек­лянной таре; баллоны со сжатыми газами; сжатые, сжиженные, растворенные под давлением и воспламеняющиеся жидкости и т.д.

При маневровых работах железнодорожного транспорта сцеп­ку и отцепку железнодорожных вагонов и платформ разрешается производить рабочим, прошедшим специальное обучение и име­ющим удостоверение на право производства маневровых работ.

В соответствии с целевой комплексной программой по сокра­щению применения ручного труда первоочередной механизации подлежит ручной физический и монотонный труд. Поэтому при выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны быть предус­мотрены максимальная их механизация и безопасность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)