Объекты лесных отношений

Лесной кодекс РФ в ст.6 к объектам лесных отношений относит лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковую растительность.

Можно заметить, что рассматриваемая норма включает в себя несколько разнородных правовых категорий.

Отраслевые науки как частного, так и публичного права различают общий и непосредственный объекты правоотношений.

Непосредственный объект обычно отражает конкретное, индивидуализированное материальное или нематериально благо, на достижение (получение) которого направлены права и обязанности участников единичного правоотношения. Такой объект всегда имеет точные, фиксированные в пространстве и во времени характеристики ( размеры, вес, стоимость, длительность и т.п.).

В отличие от этого понятие общего объекта используется чаще применительно к системе правоотношений, является, если так можно сказать, “обобщенным, интегральным” благом, отношения по поводу которого регулирует тот или иной правовой институт или отрасль права.

С этих позиций лесной фонд Российской Федерации и леса, не входящие в лесной фонд, являются общим объектом лесных отношений (правоотношений). Иные же объекты, перечисленные в приведенной норме, следует отнести к непосредственным объектам.

Лесной фонд включает в себя все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов ( поселений). Особенностью лесного фонда является то, что в него, помимо лесов включаются также земли лесного фонда.

Земли лесного фонда делятся на две категории: покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью ( лесные земли и нелесные земли).

Указанная специфика объекта лесных отношений объясняет упоминавшуюся ранее необходимость регулирования отношений по использованию земель лесного фонда не только лесным, но и земельным законодательством.

Нелесные земли бывают двух видов:

  • земли, обеспечивающие потребности лесного хозяйства ( занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли);
  • иные земли, расположенные в границах лесного фонда, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и лесной растительностью не покрытые, но предназначенные для ее восстановления ( вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные).

Лесной кодекс РФ определяет лесной фонд России как все леса за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Объектами лесных отношений являются, в частности, лесной фонд и участки леса, а также леса, не входящие в лесной  фонд.

Из этого следует, что отношения, возникающие в связи с лесопользованием и ведением лесного хозяйства на территориях, исключенных из лесного фонда, также регулируются нормами лесного права.

Это ставит вопрос о практической и теоретической значимости разграничения в Лесном кодексе РФ объектов лесных отношений на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд.

Такая, в известной мере искусственная, дифференциация усложняет структуру Лесного кодекса РФ, не способствует его пониманию.

Леса, расположенные на землях обороны и леса земель населенных пунктов и поселений, как природные ресурсы, объективно не различимы. Отношения по использованию и тех и других в равной мере регулируются нормами лесного права.

Действительно, имеется известная специфика правового регулирования ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях земель обороны и земель населенных пунктов и поселений. Однако это не должно являться основанием для “ удвоения” общего объекта лесных отношений.

Министерство обороны РФ, как и другие лесопользователи, осуществляет функции по лесопользованию и ведению лесного хозяйства.

От лесов лесного фонда леса, расположенных на землях обороны, отличаются лишь субъектом, реализующим права и обязанности, связанные с пользованием определенными участками леса.

Водный кодекс РФ, как отмечалось, рассматривает водный фонд как совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, независимо от того, кто осуществляет водопользование.

Специфика, например, специального водопользования отражается в ряде норм Закона и не является основанием для рассмотрения объектов особого водопользования как отдельного объекта водопользования. Можно, вероятно, сходным образом разрешить и вопрос о лесном фонде как объекте лесных отношений.

С рассматриваемых позиций лесной фонд можно было бы определить как совокупность лесов, расположенных на территории Российской Федерации и внесенных, либо по основаниям, указанным в законе, подлежащих внесению в государственный лесной кадастр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)