О значении речи в развитии общих сочетаний

Выше шла речь о том, какое важное средство представляет собою символизация следов с помощью членораздельных звуков в развитии невропсихики вообще, не говоря уже о значении речи как орудия общения между людьми. Тем не менее довольно распространенное мнение, что развитие речи и сочетательная деятельность в форме так называемого мышления идут рядом друг с другом, не может быть принято безусловно.

Дело в том, что сочетание следов внешних раздражений возможно и при отсутствии речи, как это мы имеем основание допустить по отношению к животным и как можно наблюдать у глухонемых от рождения. С другой стороны, мы знаем, что жесты и мимика в младенческом возрасте в значительной мере восполняют недостаток речи.

Не подлежит, однако, сомнению, что членораздельная речь, состоящая на движений гортани, языка, мягкого нёба и губ, является важнейшим орудием более сложных сочетательных процессов, а также лучшим выражением характера и направления нервно-психической деятельности.

Вышеуказанная способность объединения следов в общие сочетания является сравнительно поздним по времени процессом в развитии ребенка. Некоторые думают даже, что она появляется вместе со способностью говорить (Локк, Ромене). Однако другие приводят факты, доказывающие, что эта способность в элементарном виде появляется раньше речи.

Надо, однако, заметить, что звуковые знаки речи ребенком усваиваются много раньше, чем появляется настоящая речь, и эти знаки, без сомнения, оказывают существенную помощь в образовании общих сочетаний. Да и раньше этого у ребенка имеются простые звуки, жесты и мимика, представляющие ту элементарную речь, которая уже оказывает существенную помощь сочетательной деятельности. Вот почему мы полагаем, что примитивная символизация> раньше чем появится членораздельная речь, не может не оказывать своего влияния на образование общих сочетаний.

Если глухонемые проявляют способность развивать общие сочетания, то не следует забывать, что они имеют также очень хорошо развитую речь жестов и мимики.
Точно так же и у животных нельзя отрицать образования общих сочетаний, но и здесь мы встречаемся с элементарным языком в форме звуков и мимических движений, которые служат как известные знаки или символы, могущие играть существенную роль в развитии общих сочетаний. По крайней мере исключить эту возможность трудно.

Итак, если мы согласимся с Ргеуег’ом, что общие сочетания (понятия) у ребенка могут обнаруживаться в элементарных формах до развития речи, то, во всяком случае, это не исключает того положения, что общие объединяющие сочетания развиваются в связи с развитием первоначальной символической речи, а позднее под влиянием развития словесных звуковых следов, которые к тому же усваиваются в детском возрасте много раньше двигательной речи.

Во всяком: случае, общие сочетания находятся в столь тесной связи с развитием речи, что более сложные общие сочетания у человека не могут развиваться без содействия речи, как показывают наблюдения над глухонемыми. И у новорожденных общие сочетания развиваются в сравнительно позднем возрасте. Хотя и есть указания, что у детей семи месяцев уже возможны общие сочетания, но другие указания дают право думать, что даже ребенок семнадцати месяцев не мог расчленять вкусовые и обонятельные впечатления на свои составные элементы (Ргеуег).

Такие же общие сочетания, как величина и доброта, не доступны были и мальчику трех лет. Что касается, наконец, числовых сочетаний, то даже элементарные из них плохо усваиваются ребенком двух лет.

С другой стороны, из начатков речи, которая появляется обыкновенно на второй год жизни ребенка, можно убедиться, что объединение путем символизации у ребенка сначала бывает чрезвычайно обширным. Так, например, мой ребенок, впервые увидел плавающего в воде рака, if затем все животные и предметы, плавающие в воде, даже простая плавающая до воде бумажка, объединялись им под названием «рак».

Другой из моих детей словом мимо называл кресла, стулья и вообще все, что давало возможность сидеть, только потому, что при попытках садиться ребенка на свое детское кресло его обыкновенно предупреждали, чтобы он не сел мимо.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)