О понятии цивилизации

По мнению некоторых западных ученых, XXI век будет прежде всего веком мсжцивилизационных конфликтов – между западной (христианской цивилизацией и цивилизацией мусульманской.)

Я полагаю, – пишет С. Хантингтон, – что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это есть линии будущих фронтов*.

В современных определениях цивилизации, используемых На Западе, ключевым словом остается «культура», причем культура духовная.

Цивилизация представляет собой некую культурную сущность.

Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины – все они обладают особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности…, – пишет С. Хантингтон. – Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности.

Следующая ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких, как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей.

Из этого определения следует, что цивилизация – это наивысший уровень духовно-культурной общности разных субъектов (людей, деревень, социальных групп, народов и т.п.).

Но какую культуру как единство объективного и субъективного имеет в виду автор? Входят ли в это определение культуры демография, технетика, экономика и политика?

В приведенном определении эти сферы не указаны в качестве входящих в структуру цивилизации. В нем превалирует духовная культура, что свойственно всем западным направлениям в понимании цивилизации изначально.

В нынешней российской литературе существует неопределенность понятия «цивилизация». Но, как правило, принимается европейский подход. Цивилизации выделяются

…прежде всего по культурно-идеологическим признакам и характеризуются значительной устойчивостью и длительностью существования.

Цивилизации имеют большие особенности в духовном и культурном плане, в них складываются неповторимые и устойчивые черты образа жизни, мышления, стереотипы и образцы для подражания.

Из определения следует понимание цивилизации как общности нескольких народов обществ по идеологии, ментальности, образу жизни.

Но идеология, которую автор считает самой «специфической» основой цивилизации, характеризует лишь цивилизационную элиту, в меньшей степени интеллигенцию, а на уровне народной массы вообще отсутствует. Там цивилизационные ценности становятся нормами образа жизни.

Как видно, выделение цивилизации представляется достаточно сложной задачей науки. Об этом, в частности, писал и А. Тойнби:

…наука не обладает методологическим инструментарием, позволяющим выделять сущностные, определяющие параметры цивилизационных комплексов. В лучшем случае, мы умеем описывать конкретные цивилизации, но не знаем, в чем состоят их системообразующие основания.

Для А. Тойнби таким системообразующим основанием являются религия и Вселенская церковь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)