Новое мировоззрение человека XXI века

Каковы же особенности мироощущения человека Нового времени и в какой мере они определили общие принципы духовной культуры? Прежде всего XVII век кладет конец патриархальному жизненному укладу, тем чертам, которые связаны с живучестью старых, восходящих к очень давним временам обычаев и воззрений. В XVII же столетии мы наблюдаем торжество различных форм общественной организации. Люди этого времени начинают чувствовать, что находятся в тисках уже сложившихся социальных отношений.

Человек, в недалеком прошлом мнивший себя хозяином своей воли и своих поступков, теперь оказывается в плену множества объективных обстоятельств. Еще недавно он видел себя центром мира и действовал согласно собственным желаниям; теперь он только малая часть некоего общественного целого, противостоять законам которого он бессилен.

Именно теперь появляется трещина между личностью и миром, между отдельным человеком и средой. Одной из особенностей этой эпохи было то, что наука достигла своего настоящего самоопределения.Стоит вспомнить, что в эпоху Возрождения духовная культура выступала еще во всей своей целостности, в слитности многих форм.

Интересно
Для нее в высокой степени было характерно единство научного и художественного постижения реальности. Искусство и наука в ту пору как бы дополняли друг друга. Недаром в эпоху Возрождения так часты были случаи объединения в одном лице художника и ученого. В XVII веке наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку, никогда не объединяются в одном лице.

Наука четко определяется от художественного творчества, а каждое из этих двух основных подразделений духовной культуры в свою очередь дробится на множество областей, которые обретают свою самостоятельную специфику. Буржуазия как новый прогрессивный класс была заинтересована в развитии науки. Каковы же характерные особенности отличают процесс развития науки в XVII веке.?

В первую очередь должно быть отмечено возрастание роли точных наук. В этом столетии они переживают расцвет, обретая новый метод. На смену прежним, во многом еще достаточно приблизительным представлениям о материальном мире, приходят системы, которые базируются на стремлении к строгому количественному определению его параметров. Недаром во главе точных наук теперь стоит математика. Её успехи создали необходимый аппарат для других наук – физики, астрономии.

Но, главное, содействовали общей математизации мышления, оказав при этом сильнейшее влияние и на философию и на систему взглядов ряда мыслителей и на способ изложения идей. В физике главную позицию занимает механика. Галилей устанавливает законыпадения тел, Ньютон формулирует основные законымеханики. Крупнейшие достижения происходят в оптике (разработка волновой теории света, открытие спектрального разложения света).

В астрономии именно XVII век оказался временем приобретения обширного круга новых сведений о мире вне Земли. Великое создание эпохи Возрождения – гелиоцентрическая система Коперника – получает теперь полное экспериментальное подтверждение. Каждое открытие не только приносит новые научные данные, оно решительно меняет веками сложившиеся представления. Направив на небо зрительную трубу, Галилей обнаруживает горы на Луне, пятна на Солнце, открывает фазы Венеры.

Иоганн Кеплер устанавливает законы движения планет. А открытие Ньютоном закона всемирного тяготения упорядочивает картину мира, внося в нее необходимое единство. Перемены решающего порядка происходят и в различных областях биологии. С помощью сконструированного в XVII веке микроскопа человек узнаёт о существовании не ведомого ему прежде микромира. Открытие Гарвеем кровообращения несколько меняет представление о физиологии.

Интересно
Процесс активного развития переживает география. Ведется изучение земель, ставших известными европейцам в XV–XVI веках, предпринимаются многочисленные экспедиции, в том числе в полярные моря, голландские моряки открывают новый континент – Австралию. Создаются обширные труды, суммирующие географические знания своего времени.

Новые данные науки имели огромное значение для формирования мировоззрения людей того времени. Эволюция философии этого времени свидетельствует об этом. XVII век предстает перед нами как эпоха великих мыслителей, которые подготовили новую систему мышления – материалистическую. Но поскольку материалистические взгляды опирались на механику – самую развитую в то время отрасль естественнонаучного знания, то это материалистическое мышление носило механический характер.

Научные открытия XVII века и их философское осмысление важны не столько своим воздействием на развитие материального производства, сколько на формирование нового типа научной деятельности и новой, сложившейся на ее основе картины мира.

В общественном сознании утвердилось понятие естественного закона, который не знает исключений ни для Бога, ни для человека. В новой научной картине мира человек утратил свое исключительное место, как это было характерно для эпохи Возрождения.

Все большее значение стал принимать рационализм. Суть рационалистического понимания мира состояла в признании того, что в подчиняющемся естественным законам мире существует разумный порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумной рациональной основе. Считалось, что разум самодостаточен, он высший судья и авторитет. Отсюда отрицалась или принижалась роль религии.

Рационализму противостоял эмпиризм с его опорой на опыт. Но эти два метода дополняли друг друга, что ставило вопросы познания мира на совершенно новую основу. В области духовной жизни XVII век принес с собой революцию – научную и мировоззренческую. Началось утверждение рационалистического мышления, пришедшего на смену теологическому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)