Номенклатура потребительских свойств

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими.

Не все свойства товаров являются потребительскими. Потребительские характеризуют ту часть свойств, которая проявляется в процессе потребления или эксплуатации. Общественная значимость потребительских свойств зависит от того, в какой мере они удовлетворяют потребности.

Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструктивные и патенто-правовые свойства, свойства транспортабельности и проч. Однако они оказывают влияние на потребительские свойства. Например, стандартизация размеров бытовой техники способствует удобству пользования и размещения ее в квартирах. Стандартизация размеров насадок бытовых пылесосов позволяет использовать эти насадки в пылесосах разных марок.

В совокупности потребительские свойства составляют качество. Иногда под качеством товаров понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов и/или условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество. Техническое качество не отражает всей полноты понятия качества. Ведь качество, как и потребительная стоимость, мерой которой оно является, имеет еще и социально-экономический аспект.

Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется в том, в какой мере она позволяет удовлетворять потребности людей. Высокое качество способствует повышению престижа производителя. Низкое качество изделий, наоборот, становится источником немалых трудностей и даже проблем не только в сфере производства, но и при реализации, эксплуатации или потреблении. Качество оценивают по определенным признакам продукции.

Признак продукции — это качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции. К качественным признакам относятся цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности детали определенного покрытия (защитного, декоративного и проч.), способ скрепления деталей изделия (сварка, склейка, клепка и проч.), способ настройки или регулировки технического устройства (ручной, полуавтоматический и проч.).

Параметр продукции количественно характеризует ее свойства или состояния, в том числе и входящие в состав качества продукции. Таким образом, показатель качества является частным случаем параметра продукции. Многие показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, например, показатели качества высокомолекулярных соединений являются функцией их коэффициентов полимеризации. Показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки — геометрического параметра и от механических характеристик материала сверла — структурных параметров.

Геометрические параметры продукции обеспечиваются, как правило, конструктивно, а структурные — конструктивно и технологически.

Качественный признак продукции может влиять на вид функциональной зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Так, например, способ резервирования (качественный признак) оказывает существенное влияние на вид зависимости безотказности изделия от кратности резервирования — структурного параметра изделия.

Связь понятий “признак”, “параметр” и “показатель качества” продукции показана на рисунке.

Номенклатура потребительских свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу берется типовая номенклатура, которая является одинаковой для определенных групп и видов товаров. Для оценки качества всех видов товаров пользуются развернутой номенклатурой потребительских свойств данной группы товаров, которая включает совокупность всех комплексных и единичных показателей, характеризующих в совокупности качество.

Выбор потребительских свойств зависит от наличия общественных потребностей, от сложившейся структуры потребления и от ее особенностей. Товар может утратить свою полезность, не меняясь при этом физически. Потребительная стоимость товара может быть утрачена в результате смены общественных предпочтений, появления на рынках новых, более современных изделий и др.

Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления.

Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

  • проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;
  • включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию (стандарты, регламенты, нормы, правила, рекомендации, технические условия и проч.);
  • комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;
  • определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;
  • определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;
  • установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара;
  • отражать современные достижения науки, техники и технологии, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения;
  • способствовать всестороннему учету требований потребителей с целью повышения качества товаров, их эффективного сбыта и потребления (эксплуатации).

Основным методом определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров является экспертный метод.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:

  • изучение товара;
  • разработку развернутой номенклатуры потребительских
    свойств и показателей качества конкретного товара;
  • определение номенклатура потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Изучение конкретного товара предусматривает выявление свойств и особенностей товара, условий его производства, реализации, хранения и транспортирования, использования и утилизации. Это делается для определения комплекса свойств товара, характеризующих его качество.

Назначение товарной группы определяет выбор потребительских свойств и показателей качества, их характеризующих. Так, мебельные товары являются не только предметами, на которых сидят, спят или в которых хранят домашние принадлежности, но и предметами украшения интерьера, создания определенного стиля и настроения, что должно быть учтено при разработке номенклатуры потребительских свойств.

Для наиболее полного определения функционального назначения товаров необходимо изучить потребителей товаров, условия и способы их хранения, транспортирования и использования. Потребители товаров характеризуются определенными социально-демографическими признаками (пол, возраст, состав семьи и проч.), степенью подготовленности к потреблению, культурными запросами (учетом требований моды, престижа, местных традиций и проч.).

Степень подготовленности к потреблению характеризуется наличием или отсутствием у потребителей практических навыков потребления, профессиональной подготовки, квалификации. Например, с появлением на рынке плодоовощной продукции экзотических овощей (авокадо, батат, бамия и др.) многие из них не пользовались спросом из-за отсутствия навыков потребления.

При выявлении условий и способов потребления учитываются условия хранения, способы приготовления, характер размещения товара в жилой среде (встроенные, настольные, напольные и проч.), сезонность использования, мобильность использования (переносные, стационарные и проч.).

Так, при определении потребительских признаков швейных машин учитывают, что наряду с машинами, выпускаемыми для взрослых, в ассортиментном наборе существуют машины для девочек среднего и старшего возраста (не считая машинигрушек).

Швейные машины могут выпускаться для массового потребителя и квалифицированных швей, выполняющих на машине операции повышенной сложности. Швейные машины могут быть переносными и стационарными. Эти потребительские признаки швейных машин определяют специфические требования, формулируемые к качеству машин разных видов (подвидов), а следовательно, и определенные значения показателей качества.

Конкретизация назначения изделий позволяет сформулировать комплекс потребительских требований к ним, установить необходимость выпуска изделий различных потребительских классов. Отнесение товара к определенной классификационной группировке служит основой для определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества.

Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров (см. таблицу). Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара осуществляют на основе развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров данной группы путем проведения отбора наиболее важных для товара показателей, их конкретизации и обоснования. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)