Невинна ли привычка

Любезный N.
Заблуждение тех, которые считают привычку к вину (употребляемому умеренно) – привычкою невинною, главным образом проистекает от того, что они привычку эту считают привычкою физическою.

Она еще в большей мере есть привычка моральная, привычка к приятному возбуждению ума при усыплении совести собеседника докучного, ибо он правдив. В теснейшей связи с привычкою к вину находится множество других привычек, якобы невинных, – привычка к карточной игре, к легкому чтению, к зрелищам, лишенным всяческой художественности, к пустым разговорам и т.п.

Прошу Вас поразмыслить, сколько все эти привычки поглощают – не говорю уже времени, но сколько умственных и нравственных сил. Прошу Вас проверить наблюдением, сколь неизбежно винопитие развивает в людях все эти постыдные, вредные, одуряющие привычки.

Прошу Вас сообразить, какую громадную трату умственного и нравственного капитала обусловливают все эти невинные привычки. Теряется интерес и способность ко всякому серьезному чтению, ко всякому художественному творчеству, ко всякому трезвому делу. Ум отказывается переварить какую-либо истину без пряной приправы.

Наконец приправа эта становится критерием истины. Дело заменяется красным словцом. Человек становится старым ребенком, не могущим говорить без забавы.

Корень этого расслабления в девяти случаях из десяти есть вино. Повторяю: всмотритесь сами в то, что Вас окружает, и Вы убедитесь в истине моих слов. Этою повальною болезнью заражено и духовенство, даже юношество, готовящееся вступить в его ряды. Но в нем, в этом юношестве, и должна возникнуть реакция против этого позорного зла.

Вот почему заговорил я с Вами об этих вещах. Твердо верю, что Вы взглянете на них прямо и трезво и согласитесь со мною.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)