Научный этап в сфере познания психического

Научный этап характеризуется изменением взглядов на предмет психологии. Развитие капиталистических отношений в XVI–XVII вв. повлекло за собой бурный расцвет многих наук, и прежде всего естествознания, особенно тех его областей, которые имели практическое значение для промышленного (мануфактурного) производства.

На смену схоластике приходит представление о природном происхождении человека, его возможностях в познании природы. Это период секуляризации научных взглядов, период разработки методологических основ научного знания.

Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца XIX в. в социологии всякая форма освобождения от религии и церковных институтов.

В разработке методологических основ научного познания можно выделить два направления: эмпирическое и рационалистическое.

Разногласия между ними возникали в основном по следующим кардинальным проблемам: об источниках и происхождении знаний; о природе всеобщих понятий; о границах познавательных возможностей человека, о соотношении чувственного опыта и логического мышления.

Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и их последователи полагали, что источником знаний является чувственный опыт, и общие понятия имеют опытное происхождение.

В качестве ведущего научного метода выступает индукция (от частных фактов чувственного опыта к общим принципам и законам). Представители рационалистического направления Р. Декарт,

Г. В. Лейбниц и их последователи считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а общие понятия имеют априорное происхождение, т. е. выводятся из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей.

Основной метод выведения достоверных знаний — дедукция (как способ выведения истин из принципов ранее установленных или врожденных).

Противоречия существовали и при рассмотрении проблемы при- роды самих познавательных способностей человека, соотношения идеи, сознания, духа и тела, природы так называемой психофизической проблемы.

Общее, что характеризовало науку данного периода, — механистическая тенденция. Механистический принцип в качестве универсального методологического подхода и способа объяснения и познания мира закрепляется в философии, переносится в психологию, все психические явления, поведение и сознание человека трактуются и описываются по аналогии механических процессов.

Ученые считали: Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле как совершенный механизм.

Все в ней подвержено действию причинно-следственных связей, — и коль скоро удастся открыть законы функционирования мира, то можно абсолютно точно предсказать все, что произойдет в будущем. Так в науке был окончательно сформулирован принцип детерминизма.

Впервые идеи причинной обусловленности природных и душевных явлений (принцип детерминизма) высказаны в философском учении древнегреческого материалистаатомиста Демокрита (IV в. до н. э.).

Философско-психологические учения Нового времени, будучи механистическими по форме, были и метафизическими по способу мышления.

Перенесение в философию и психологию из естествознания принципа расчленения (анализа) сложных явлений на отдельные элементы, классы, их составляющие, и рассмотрение их вне взаимной связи и развития породило односторонность и ограниченность рассмотрения механизмов психики, моделей сознания и поведения (механистичность и метафизичность).

Наряду с механицизмом и детерминизмом в XVII же столетии появляется новая методологическая установка — эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента.

Стремление поставить развитие науки на объективную основу приводит к возникновению такого направления в науке, как позитивизм (О. Конт (1798–1857)) — учение, признающее научными только те явления, факты и результаты опыта, которые поддаются наблюдению и могут быть проверены или воспроизведены экспериментально.

Поэтому «бессмысленными» провозглашались все традиционные философские и теологические взгляды, полученные чисто логическим путем, они объявлялись иллюзорными и должны были быть отвергнуты. Лишь объективное научное знание достойно при- знания.

Значительный вклад в укрепление и развитие эмпирического направления в науке внесли английские философы, склонявшиеся к материалистическим позициям: Ф. Бэкон (1561–1626), основатель индуктивно-эмпирического подхода в научном исследовании природы.

Т. Гоббс (1588–1679), подчеркнувший единство методов индукции и дедукции, высказавший идею ассоциативного механизма в функционировании психических процессов, придавший своему материалистическому учению о душе строго механистическую форму.

Дж. Локк (1632–1704), выдвинувший учение о внутреннем (основанном на рефлексии) и внешнем (на основе чувственного восприятия) опыте, в соответствии с чем он различал простые и сложные идеи, первичные и вторичные качества, развил далее идею ассоциативного механизма, ввел термин «ассоциация идей».

С позиций рационализма проблему души рассматривал французский философ Р. Декарт (1596–1650). Он заострил до абсолюта проблему соотношения души и тела, решая ее с дуалистических позиций, как существование двух независимых субстанций.

Сущность духовной субстанции составляет мышление: «я мыслю, следовательно, я существую», но существую как особая мыслящая субстанция, как душа или дух. Однако возникает вопрос, откуда извлекаются разумом достоверные знания?

Ответ на этот вопрос Декарт видел в существовании Бога, бессмертии души и врожденных идеях, к их числу он относил: идею Бога и его существования, идею числа, телесности и структурности тел, свободной воли и др. Исследовать духовную сущность (сознание) можно лишь методом интроспекции.

Сущность телесной субстанции составляет протяженность. Декарт рассматривал человеческий организм в соответствии с механистическим подходом, как подобие часового механизма.

Философ высказывает также идею о механизме рефлекторной деятельности тела человека, о том, что движения тела могут происходить без участия воли и сознания, под влиянием внешних воздействий (стимулов).

Поэтому ощущения, восприятия, представления, которые он относил к телесным проявлениям, можно изучать опытным, экспериментальным путем.

Начиная с Р. Декарта предметом психологии становится сознание (а не душа), основным методом его изучения — интроспекция. С этими идеями связано становление эры современной психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)