Национальная культура в этническом смысле

Культура — это не просто совокупность результатов человеческой деятельности, а именно система, т.е. целостность, строящаяся на сложных взаимосвязях и взаимозависимости составляющих ее элементов.

Изменение одного из элементов в системе неизбежно приводит к изменениям других, связанных с ним элементов, к определенной перестройке системы в целом.

Очень важно также и то, что в данном определении подчеркивается двунаправленность процесса человеческой культурной деятельности: осваивая природу, человек тем самым осваивает самого себя, развивая свои возможности и способности.

Если этот термин рассматривать в этническом смысле (нация как этнос на высокой стадии развития), то национальная культура оказывается синонимом этнической культуры, т.е. культуры, созданной определенной этнической общностью, этносом.

Если же национальное рассматривать как гражданское, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

В этом смысле многосоставной оказывается и российская национальная культура.

Признавая ценность культуры всех этносов, составляющих российское общество и образующих своеобразную этнокультурную мозаику, нельзя не признать и особую роль русской культуры, ее объединяющую, системообразующую роль в этом единстве.

Интересно
Отличающаяся открытостью русская культура в значительной степени способствовала формированию общенациональной российской культуры, развитию культуры российских этносов, их продуктивному взаимодействию, взаимообогащению.

Огромную роль в этом сыграли богатейшие возможности русского языка, ставшего языком межэтнического общения, способствовавшего становлению интеллигенции, возникновению и развитию собственной литературы у многих коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Велика роль русского языка также в сохранении и развитии единства культурно – образовательного пространства России.

Таким образом, деятельность педагога в современной образовательной среде должна строиться с учетом обусловленности образования этническими особенностями культуры, современной социокультурной ситуации, как сложившимися в этногенезе, так и ставшими результатом межэтнических контактов и взаимодействий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)