Народное финансирование: реализация технологии краудфандинга

В сложившейся современной социально-экономической ситуации, для решения проблем, общественных ресурсов, таких как: деньги, информация и знания, целесообразно расширить технологические горизонты.

Мы уже останавливались на таком понятии, как электронная (сетевая, цифровая) экономика и электронный бизнес. Рассматривали сущность понятий сеть, сетевая форма управления (координации).

Рассматривали процесс сбора хранения и распространения информации полезной для вас и людей; искусства продвижения достижений других лиц; сообщества, которое опирается на принцип щедро давать и объединяет профессионалов; образования взаимовыгодных отношений; установления контакта между людьми, соединение идеи с ресурсами, то есть нетворкинг.

Если исполнителей находят при помощи пользователей сети, то принято говорить об использовании крауд-технологии, одной из форм которой является краудфандинг.

Крауд-технологии основаны на использовании объединения множества людей для совместной деятельности, консолидации их ресурсов (финансовых средств, интеллекта, знаний, умений) на специализированной платформе для выполнения оговоренных задач.

Для освоения темы, приведем следующие определения используемых понятий. Крауд-технологии – пучок разных направлений, основанных на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех, или иных задач.

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

(Евгений Гаврилин, Boomstarter) Краудфандинг – это народное финансирование, процесс в котором люди платят деньги и должны что-то получить взамен. Люди дают деньги автору, у которого есть интересная идея. Автор же предлагает что-то людям взамен: продукт или услугу. Люди же фактически покупают то, чего ещё не существует.

(Федор Мурачковский, Planeta.ru) Краудфандинг – это софинансирование, сопричастность к созданию какого-либо проекта. Спонсор принимает активное участие в заинтересовавшем его проекте, вкладывает туда свои собственные средства и получает от этого какую-либо выгоду.

(Анна Ошарова, эксперт по краудфандингу) Краудфандинг – это частный случай фандрайзинг (общественного финансирования). Его ключевым отличием от фандрайзинга, является то, что в краудфандинге спонсор получает что-то в ответ на свои вложения – продукт, услугу или награду. Финансирование является только маленькой частью большого процесса краудфандинга. Основное – это вывод продукта на рынок.

(Василина Горовая, Planeta.ru) Краудфандинг – это система привлечения финансирования для реализации идеи. В благодарность автор, тем или иным способом благодарит спонсора за финансовый вклад в проект. Краудфандинг позволяет получить финансирование и привлечь внимание аудитории к идее или проекту.

(Юрий Лисов, Crowdhunters) Краудфандинг – это когда автор через специальный сайт рассказывает о своей идее, о том, что он хочет сделать и указывает, сколько ему нужно денег, чтобы идея состоялась. Любой желающий может автору дать денег столько, сколько он считает нужным. Каждый спонсор получает от автора определённое вознаграждение. Если за установленное время определённая сумма собирается – автор её получает. Если не собирается, деньги возвращаются обратно всем спонсорам.

(Стас Козловский, Wikimedia) Краудфандинг – это народный сбор средств на конкретный проект. (Гари
Хаксвит) Краудфандинг – это не просто финансирование, это причастность людей к проекту. Это не попрошайничество, это вовлечение людей в реализацию проекта.

(Катерина Чечулина, Planeta.ru) Краудфандинг (народное финансирование, от англ. “crowdfunding”,
“crowd” – толпа, “funding” – финансирование) – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия, проекты других людей или организаций. У сбора денег через краудфандинг должна быть заявленная цель, определена цена её достижения, калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики.

(Дарья Алексеева, Теплица социальных технологий) Краудфандинг – это модель финансирования социальных и общественных инициатив/проектов, основанная на идее группового инвестирования – когда проект поддерживают большое количество людей, чаще всего через интернет.

(Михаил Зельдин, Crowdhunters) Краудфандинг – предполагает открытый призыв, большей частью через Интернет, для привлечения финансовых ресурсов, в том числе в форме пожертвований в обмен на будущий продукт или некоторой форме вознаграждения для поддержки инициативы по достижению конкретной цели.

(Дж. Хау) Краудфандинг акционерный (вид краудинвестинга) – в качестве вознагражде-ния инвестор получает акции компании-организатора или часть собственности.

Краудкастинг – это поиск людей и организаций, способных решить стоящие инновационные задачи.

Краудинвестинг (передача доли в бизнесе) – этот вид краудфандинга еще называется и предусматривает оформление части бизнеса на тех людей или организаций, которые инвестировали деньги в развитие проекта.

Краудсторминг – осуществление поиска, в среде потребителей продукта, предложений, которые могут улучшить его качество.

Краудсорсинг – передача задания неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения.

Таким образом, краудфандинг это платформа, в рамках которой лицо или организация привлекают инвесторов для стартапа. В качестве площадки для реализации механизма используются социальные сети или тематические сайты.

Нужная сумма собирается за отведенный срок. Пользователи проекта делают взнос, за что иногда получают некоторые привилегии или вознаграждение. Сумма взноса не регламентирована. Вкладчик сам решает, какую сумму средств он вкладывает.

Процедура осуществления краудфандинга, имеет следующую последовательность.

Привлечение заинтересованной общественности к финансированию. Цель заказчика достигается, более быстрыми темпами при условии вовлечения максимального количества участников. Разработка специальных инструментов вовлечения участников, мер стимулирования процесса путем мер поощрения.

Отбор наиболее эффективных и перспективных проектов силами самих участников процесса. Популярность проекта определяется объемом и быстротой финансирования.

Выделяют следующие виды краудфандинга.

Инвестор не получает вознаграждение. В этом случае платформы – социальные. Носят благотворительный характер. При отсутствии вознаграждения для инвесторов можно говорить о схеме пожертвования. Пожертвования чаще всего применяются в социально значимых, а также в медицинских проектах.

Например, сбор средств на лечение ребенка – это и есть краудфандинг по схеме пожертвования. Люди, которые пожертвовали деньги на лечение, чаще всего получают благодарность в виде упоминания своего имена на социальной странице или сайте кампании.

Нефинансовое вознаграждение часто называют моделью Кикстартера. Модель Кикстартера сегодня – это самый распространенный вид краудфандинга. В качестве платы инвестор получит приглашение на выступление, упоминание в титрах и прочие привилегия, доступные избранным.

Инвестор получает финансовое вознаграждение. В данном случае имеем дело с краудинвестингом. Об этом явлении поговорим чуть позже. Наибольшее распространение краудинвестинг получил при привлечении инвесторов в малый бизнес или интернет проекты.

Всемирный оборот средств в краудинвестинг составляет, около 500 миллионов долларов. Связано это с законодательством некоторых развитых стран и недоверием инвесторов.

К плюсам такой платформы относится допустимость вложения малых сумм, а также право выбрать стартап по желаемым критериям. Инвестор может вложить деньги в несколько проектов. Иногда, один из
стартапов окупается и покрывает расходы остальных инвестиций.

В качестве минусов относят риск мошенничества, вероятность того, что проект не соберет нужную сумму и не будет реализован, нерентабельность платформы и несоответствие законам некоторых стран.

К началу 2017 года, открыто около 300 площадок для краудинвестинга. Большую распространенность схема получила в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

В России краудинвестинг развивается медленно. Даже несмотря на желание людей вложить небольшие средства в перспективную идею, проверенных и зарекомендовавших себя площадок на российском рынке пока мало, а сами инвесторы страдают от незащищенности законом.

Выделяют следующие виды краудинвестинга.

Роялти. Роялти подразумевает возвращение инвестору некоторого процента от реализации проекта. Используется это в основном в кинофильмах, видеоиграх и музыкальных проектах.

Народное кредитование. При таком виде краудинвестинга организатор берет ссуду у физического лица, минуя посредников. Вкладчик предоставляет кредит как физическому, так и юридическому лицу. Выгода для инвестора очевидна – прибыль больше, чем при банковском вкладе. Организатором это удобно, так как процент при народном кредитовании ниже банковского.

Акционерный краудфандинг. В качестве вознаграждения инвестор получает акции компании-организатора или часть собственности. Наибольшее распространение получил в Европейском союзе, где этот вид законодательно закреплен.

Сбор денег на финансирование проектов через интернет начал набирать популярность совсем недавно. Сегодня с помощью краудфандинговых платформ финансируют стартапы и некоторые многообещающие формы бизнеса.

Необходимость возникновения краудфандинга вызвано сложностью для людей, не имеющих стартовый капитал, реализовать свои идеи.

В современной экономической ситуации, банки неохотно кредитуют предпринимателей или юридических лиц, которые недавно начали свою деятельность и еще не проработали определенный период. Чтобы оформить кредит нужно за короткий срок достичь таких хороших финансовых показателей, которые бы полностью соответствовали требованиям банка к платежеспособности потенциального заемщика.

Краудфандинг позволяет стартаперам найти единомышленников, которые могут финансово поддержать их идею. Кроме как для бизнеса, деньги могут собираться для закупки продовольствия или одежды для нуждающихся, с целью выпуска альбома любимой группы, для поддержки культурных мероприятий.

Но основной же акцент делается на реализации коммерческих проектов, которые сулят выгоду их участникам, в особенности организаторам сбора средств.

Люди, которые хотят найти инвесторов для реализации своего проекта, размещают его описание на специальных платформах в интернете, где также указывают минимальную сумму, которую им необходимо собрать. После чего им остается ждать привлечет их идея кого-либо или нет. Сбор средств осуществляется в определенное время. Для благотворительных проектов часовое ограничение может отсутствовать.

В настоящее время, наиболее разработанной нормативно-правовой базой регулирования краудфандинга существует в Соединенных Штатах Америки.

Президентом США Б. Обамой был подписан закон Jobs Act, который стимулирует продвижение законодательного регулирования краудфандинга в стране.

Целью принятия закона являлось создание дополнительных рабочих мест и стимулирование экономического роста путём улучшения доступа к публичным рынкам капитала для новых компаний.

Закон, действующий с 5 апреля 2014 года, предусматривает создание упрощённой системы привлечения инвестиций для небольших компаний, так называемых бизнес-стартапов, без проведения обязательного сейчас IPO.

Закон предоставляет правовую базу для форм краудфандинга, где в качестве встречного предоставления инвестор получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Закон разрешает привлекать до 1 000 000 долларов онлайн при максимально возможном количестве в 2 тысячи инвесторов. Снимает ограничение на привлечение неаккредитованных инвесторов. Максимальная сумма финансирования от одного инвестора может достигать 10 000 долларов.

Закон Gobs Act является определённой документальной базой, которая содержит основные принципы и начала, однако все детали регулирования принимает Комиссия по ценным бумагам и вкладам, сокращенно – SEC.

Закон окончательно вступил в силу в 2015 году. Длительный процесс обсуждения связан с двойственными позициями, поскольку Закон затрагивает проблемы организационно-правовой формы и связан с повышенным риском для инвесторов. Это обуславливается тем, что предлагаемая система инвестирования скрывает в себе определенную опасность и может привести к увеличению судебных разбирательств.

Закон позволяет участникам краудфандинга привлекать инвесторов в акционерный капитал. Согласно новой системе компаниям не придется раскрывать финансовую отчетность, пока они не имеют более 1 000 акционеров, при этом традиционно полное раскрытие информации в соответствии с нормативными правилами SEC должно производиться при достижении числа в 500 акционеров.

Серьезные наработки в области правового регулирования краудфандинга, имеются во Франции. В октябре 2014 года вступил в силу законопроект, облегчающий работу краудфандинговых платформ, который устанавливает максимальный размер финансирования в размере 1 000 000 евро, а также делит инвестиционные порталы и посреднические ресурсы на три категории, в том числе и
ресурсы по предоставлению инвестиционных услуг.

В Германии в августе 2015 года вступили в действие законодательные акты, которые регулируют краудфандинговую деятельность. Данные акты направлены на установку максимального объема денежных средств, которые можно привлечь посредством краудфандинговых платформ.

Мелким инвесторам в Германии можно вложить сумму не более 1 000 евро в краудфандиговые проекты. Если инвестор подтверждает наличие активов на сумму более 100 000 евро, ему могут увеличить максимальную сумму инвестиций.

Данные документы направлены на защиту мелких инвесторов, а также на повышение доверия граждан этой страны к площадкам. В Германии существует более восьмидесяти таких платформ, на которых любой желающий может купить акции любых стартапов.

В отличие от мирового опыта, на данный момент в Российской Федерации нет специального законодательства, регулирующего такой способ инвестирования, и данная деятельность подчиняется нормам Гражданского кодекса РФ, а также подпадает под регулирование ряда законов, в том числе норм об информационном посреднике.

В стране реально возник новый тип отношений, формируется понятийный аппарат, а на деле оказывается, что отношения, именуемые термином «краудфандинг» в Российской Федерации, законодательно не регулируются.

Необходимо определиться с возможностями применения правовых норм, которые есть в наличии в законодательстве РФ для применения их к отношениям финансирования при помощи краудфандинга.

Нужен определенный баланс, позволяющий не допустить необоснованного увеличения масштаба правовых норм, и грамотно применить уже существующие правовые нормы к возникшим юридическим отношениям.

Институт краудфандинга наиболее схож по своей юридической природе с оказанием услуг, пожертвованием и дарением. В Гражданском кодексе существуют положения о свободе договора, которыми можно руководствоваться для регулирования функционирования краудфандинговой интернет платформы (площадки).

ГК РФ Статья 779. Договор возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных.

ГК РФ Статья 582. Пожертвования.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях
пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя по решению суда.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Следует помнить, что краудфандинговая платформа является интернет ресурсом. Это значит, что в каких-то определенных моментах отношения в сфере краудфандинга также регулируются Законом об информатизации. Закон о средствах массовой информации и другие нормативные акты, регулируют данную сферу деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 29.07.2017) “О средствах массовой информации” в Российской Федерации разрешены: поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям.

Для целей настоящего Закона:

  • под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  • под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
  • под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • под радио-, теле-, видео, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
  • под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.

В частности, краудфандинговая платформа, как интернет ресурс, попадает под регулирование ст.1253.1 Гражданского кодекса РФ об ответственности информационного посредника.

Особенности ответственности информационного посредника, в соответствии с действующимм законодательством, предусматриваю следующие положения. Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети “Интернет”, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, – информационный посредник – несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей.

Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
  • он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

  1. он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащегося в таком материале, является неправомерным;
  2. он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети “Интернет”, на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.

К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав, не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней.

Правила настоящей статьи применяются в отношении лиц, предоставляющих возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

В тоже время, краудфандинг, который имеет безвозмездную основу, может быть признан разновидностью института дарения. ГК РФ Статья 572. Договор дарения По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Но, при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. В соответствии с позицией высших судов, такому договору применяются правила, предусмотренные по ст. 170 ГК РФ.

А именно, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью, прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).

Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

Обещание подарить все свое имущество или часть всего своего имущества без указания на конкретный предмет дарения в виде вещи, права или освобождения от обязанности ничтожно.

В свою очередь, финансирование, имеющее возмездную основу, имеет уникальную правовую природу, которая не позволяет регулировать данного типа отношения уже действующими нормами права.

Только часть перечисленных обстоятельств, убедительно демонстрирует необходимость формирования полного перечня правовых норм, которыми регулируются отношения в сфере краудфандинга.

По мнению ведущих экспертов, необходимо, для регулирования отношений, складывающихся в сфере краудфандинга, в Гражданском кодексе РФ, выделить отдельную главу.

Создание, в перспективе, всесторонне разработанной нормативно-правовой базы, уже сегодня не противоречит природе краудфандинга и не создает ненужных барьеров для его использования в настоящее время.

Перспективы формирования современной нормативно-правовой базы, краудфандинга связаны с Программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ, которая определяет цели и задачи развития цифровой экономики – экономического уклада, характеризующегося
переходом на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

Программа устанавливает на период до 2025 года перечень вех, прохождение которых свидетельствует о достижении поставленных целей и задач развития цифровой экономики Российской Федерации.

Как отмечается в документе, в настоящее время данные становятся новым активом, причем главным образом за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и использования для реализации новых идей.

Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития ИКТ и их использование в различных секторах экономики.

Однако предусмотренные этими документами меры по цифровизации экономики не охватывают весь круг задач, которые необходимо решить для перехода на качественно новый уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех отраслях российской экономики, позволяющий говорить о создании цифровой экономики в Российской Федерации.

В программе сформулированы цели и задачи в рамках восьми направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2025 года:

1)Государственное регулирование.
2)Информационная инфраструктура.
3)Исследования и разработки.
4)Кадры и образование.
5)Информационная безопасность.
6)Государственное управление.
7)Умный город.
8)Цифровое здравоохранение.

Документ содержит «дорожные карты» по каждому направлению, соответствующие мероприятия из них включаются в ведомственные планы мероприятий.

Цели выполнения плана мероприятий по направлениям развития цифровой экономики:

1) Государственное регулирование

Сформирована новая регуляторная среда, обеспечивающая благоприятный правовой режим для возникновения и развития информационных технологий, недискриминационного доступа к данным и их обработки при условии обеспечения прав и законных интересов субъектов и владельцев данных, а также экономической деятельности, связанной с использованием ИКТ.

2) Информационная инфраструктура

Сети связи удовлетворяют потребности экономики по сбору и передаче
данных государства, бизнеса, граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями.

Система российских центров обработки данных обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет, в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке
данных.

Создана эффективная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающих потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

3) Исследования и разработки

Создана система поддержки поисковых, прикладных исследований цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающая технологическую независимость по каждому из направлений «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.

4) Кадры и образование

Система трудовых отношений, нормативная и правовая база, в том числе, описания системы компетенций отражают цифровую реальность деятельности граждан.

Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.

Система основных образовательных программ обеспечивает цифровую грамотность населения, подготовки кадров для цифровой экономики и использует ее инструменты и среды.

Реализованы стратегия образования в течение всей жизни, механизмы переподготовки, повышения квалификации и вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов.

Российская Федерация является привлекательным местом для работы специалистов, в том числе иностранных, в области проектирования, производства и коммерциализации цифровых технологий.

5) Информационная безопасность

Созданы условия безопасного информационного взаимодействия субъектов в условиях цифровой экономики.

Созданы правовые основы безопасности в цифровой экономике. Российская Федерация на международной арене является лидером в области информационной безопасности.

6) Государственное управление

Осуществлен переход на преимущественно дистанционное взаимодействие с государством. Административные процедуры предоставления услуг (функций) автоматизированы, оптимизированы, в определенных случаях типизированы.

Государственные и муниципальные услуги для граждан и организаций предоставляются на основании данных государственных информационных систем, в проактивном режиме (с согласия заявителя), в реальном времени и по экстерриториальному принципу, в составе жизненных и деловых ситуаций, в том числе с использованием коммерческих сервисов.

Правовые статусы могут быть получены через инфраструктуру электронного правительства. Издержки организаций при предоставлении отчетности и взаимодействии с контрольно-надзорными органами снижены за счет перехода на дистанционное и электронное взаимодействие в рамках сбора и обработки данных по принципу однократного предоставления данных отчетности.

Повышена эффективность принятия решений за счет перехода на преимущественно электронный обмен документами (сведениями) между госорганами, внедрения автоматизации определенных административных процедур и типовых процессов, системы автоматизированной поддержки принятия решений. Ряд государственных функций (данных) доступен организациям посредством использования открытых программных интерфейсов.

В Российской Федерации сформирована национальная инфраструктура цифрового доверия, созданы механизмы трансграничного обмена сведениями и документами внутри ЕАЭС.

7) Умный город

К 2025 году в Российской Федерации появится несколько десятков «умных» городов, то есть инновационных городов, которые внедряют комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущих поколений.

Созданы условия для тиражирования соответствующих «лучших практик» и технологий, как на территории России, так и в странах ЕАЭС.

Создана инфраструктура и нормативная правовая базы для системного и устойчивого «умного» развития всех городов и агломераций.

8) Цифровое здравоохранение

Граждане РФ обеспечены доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.

Повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2025 году не менее чем на 30%), при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.

В России создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки, отечественных стартап-компаний в этой области.

Представляют интерес некоторые показатели, представленные в программе:

  • доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к сети Интернет (100 мбит/с): к 2020 году – 50%, к 2025 году – 97%;
  • рост числа патентных заявок (опубликованных), поданных российскими заявителями в стране и за рубежом, по технологическим областям телекоммуникационные технологии и оборудование, технологии и оборудование цифровой связи, компьютерные технологии, информационные технологии в управлении к 2020 году – на 25%, к 2025 году – на 50%;
  • вхождение российского сегмента цифровой экономики в верхние позиции (топ-20) рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов;
  • место Российской Федерации в рейтинге кибербезопасности, составляемом на основе индекса кибербезопасности МСЭ к 2020 году – 10-е, к 2025 году – 8-е; доля услуг, предоставленных органами власти в электронном виде, от общего количества предоставленных услуг, к 2020 году – 50%, к 2025 году – 80%;
  • доля форм отчетности организаций, предоставляемых однократно только в электронном виде, от общего количества, по состоянию на 2017 год, к 2020 году – 10%, к 2025 году – 100%.
  • количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере IT, к 2020-му году 60 тысяч человек, к 2025-ому году 100 тысяч человек;
  • численность населения городов, участвующих в реализации концепции «50 «умных» городов России», к 2020 году – 25 миллионов человек, к 2025 году – 50 миллионов человек.

С историческими примерами сбора народных (коллективных) средств, которые направляются на реализацию проектов различной направленности, мы встречаемся постоянно.

В ноябре 1808 года Александром II был издан Императорский указ о сборе средств по всей России на постройку памятника Минину и Пожарскому. В 1878 году, после войны с Турцией, было решено создать добровольный флот.

В 2013 году на краудфандинговой платформе Boomstarter, обычные зрители собрали, более 34 млн. рублей для создания фильма о подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова, осенью 1941 года.

Идея, основанная на коллективных добровольных пожертвованиях, направляемых для финансирования различных проектов, имеет длительную историю.

Но в современном обществе, эта социальная технология финансирования, приобретает совершенно иной качественный уровень, так как гармонизируется с информационно-коммуникационной технологией.

Развитие интернет технологий, в частности специализированных площадок для сбора средств, позволило разработчикам проектов общаться с широкой аудиторией. Внедрение системы электронных платежей предоставила возможность профинансировать понравившийся проект в любой точке мира.

Среди глобальных мировых краудфандинговых площадок выделяют “Indiegogo”, “Kickstarter”, крупнейшими российскими краудфандинговыми площадками считаются “Planeta.ru”и “Boomstarter.

Особенностью российских площадок состоит в том, что здесь возможно размещать не только творческие, но и научные проекты. Объемы мирового рынка краудфандинга постоянно возрастают. За 2014 г. по принципу краудфандинга в мире было вложено более $16,2 млрд., при этом 41,3% или $6,7 млрд. получили проекты, связанные с предпринимательской деятельностью.

На площадке Indiegogo за 2015 год было привлечено более $800 млн., a число жертвователей составило 2,5 млн. человек, которые профинансировали более 175 тыс. проектов.

С начала работы проекта Kickstarter в июле 2012 года до июня 2016 года было собрано более $2,44 млрд. и реализовано более 107 тыс. проектов.

На российском проекте Planeta.ru результаты скромнее, хотя с 2012 года аудитория платформы расширилась до 450 тыс. чел., на июнь 2016 года посредством сервиса было привлечено более 435 млн. руб.

За рубежом наибольшую поддержку получают проекты, связанные с разработкой компьютерных игр. На втором и третьем месте находятся разработки новых технологий и промышленных образцов, на их финансирование ушло, около 37% всех собранных с помощью краудфандинга средств.

В России большей популярностью пользуются творческие проекты – фильмы и музыка.

К положительным моментам, деятельности краудфандинговых площадок, исследователи относят следующие составляющие.

Сокращение дистанция между автором проекта и аудиторией, для которой предназначается проект.
Принципиальное отличие от стандартной модели осуществления предпринимательской деятельности. При стандартной модели, осуществляется производство инновационного продукта, а только потом – предложение его рынку. В случае краудфандинга, разработчик предлагает рынку изначально только идею, a потом, собрав определенную сумму средств, имеет возможность произвести предоплаченный объем продукции.

Использование краудфандинга для инновационных проектов может быть обосновано в том случае, если предлагаемый проект несет какую-либо ощутимую пользу для общества, понятен целевой аудитории, имеет хорошую маркетинговую поддержку.

Лидеры краудфандинговых сайтов на российском рынке – Boomstarter и Planeta покрывают 80% оборота российского рынка. Для музыкантов существует сайт Kroogi. Все площадки работают по схеме нефинансового вознаграждения, копируя платформы Kickstarter или IndieGoGo.

С помощью Boomstarter теперь посильно набрать деньги для приглашения в Россию музыкального исполнителя. Если подобное происходит, инвесторы получают билет на выступление или значительную скидку.

С открытием сайта dobro.mail.ru на территории нашей страны стали развиваться социальные краудфандинговые организации.

На территории Российской Федерации открылась новосибирская платформа Smipon.ru и witology.com. Первая ориентирована на творческие, образовательные и экологические проекты. Вторая – на предпринимательские проекты.

В 2015 году планета.ру открыли школу краудфандинга. Все заинтересованные могут записать туда уже с начала 2017 года.

Популярная платформа краудинвестинга в РФ – сервис StartTrack. За первые два года работы сервис привлек инвестиций на сумму 300 миллионов рублей. Комиссия платформы составляет от 5 до 10%.

Популярные российские краудфандинговые площадки. По данным, за 2016 год, площадками было профинансировано свыше пяти тысяч проектов. Рынок до сих пор не насыщен и постоянно растет.

Почти треть заявителей получают необходимые запрашиваемые средства от зарегистрированных участников платформ. Более полумиллиона пользователей проявляют интерес к проектам.

Предпочтительные формы организации краудфандинга – музыка и кино, благотворительность.

Краудфандинг позволяет привлечь финансирования и обеспечивает обратную связь от пользователей платформы, которая может генерировать дополнительный финансовый поток от предоставления пользователями дополнительных услуг.

Краудфандинг, действует на стыке маркетинга, инноваций, теории трансакционных издержек, удовлетворяет потребности представителей массового сообщества в использовании личных средств, обеспечивающих финансирование проектов.

Planeta.ru.

Planeta.ru., один из первых сервисов коллективного финансирования проектов в Рунете, позиционирующий себя, как первооткрыватель краудфандинга в России, постоянно совершенствующий свой ресурс. Существует более 2 лет, популярная и легкая в освоении площадка. Из минусов: система оставляет себе до 28% комиссии от собранной суммы денег. С помощью данной платформы продвигают, прежде всего, творческие проекты.

Planeta.ru со дня своего основания помогла привлечь 679,7 млн. рублей финансирования для более 2000 проектов. Например, с помощью Planeta.ru было собрано 1262,0 тыс. рублей на издание нового альбома группы Би-2 «Spirit», на новый тур и альбом группы «Пикник» спонсоры перечислили 1140,0 тыс. рублей, на телеспектакль «Петрушка» – 5865,8 тыс. рублей и т.д.

Плата за услуги площадки составляет 15% с проектов, которые смогли собрать больше половины необходимых средств и 10% с тех, кто получил финансирование в достаточной степени. Если проект благотворительный, тогда плата составляет 5,9%.

На сегодняшний день писатели, ученые, музыканты на «Планете» видят конкретные цифры за понятные и осязаемые вещи, как HD-версию концерта или билет.

Краудфандинг подтверждает свою эффективность. Те люди, которые вложили деньги в проект, начинают заинтересовывать им все свое окружение.

«Планета» – это социальный интернет-проект, представляющий собой новую онлайновую экосистему создания, оплаты и распространения цифрового и материального контента в России. Миссия данного проекта состоит в том, чтобы максимально упростить отношения между авторами и их сторонниками, между генераторами идей и теми, кого эти идеи интересуют, и способствовать самореализации людей.

6 марта 2015 года запущен первый в России краудфандинговый книжный проект – «Сборник».

Концепция его проста: автор публикует начало произведения и объявляет сбор средств, которые позволят его дописать. Дальше всё зависит от читателей: жертвуют деньги они. Автор, который собирает заявленную сумму, получает деньги, затем дописывает произведение и публикует его на сайте в открытом доступе.

Суть проекта «Сборник» – это попытка сложения аудиторий разных писателей. Если на площадке выставляются только книги, а каждый автор приводит людей, готовых не только читать книги, но и платить за них авторам, логично предположить, что хотя бы часть из посетителей заинтересуется и другими выставленными книгами.

Платформы Planeta.ru и Boomstarter, отличаются универсальностью, выходящей за рамки исключительно творческих областей. Самая большая проблема «универсальных» сайтов – у них практически нет собственной, стабильной аудитории. Посетителей к ним приводят авторы проектов, и, как правило, ненадолго.

На Planeta.ru комиссия составляет 10% – половина уходит платежным системам, половина – площадке
По статистике на ноябрь 2014 года на Planeta.ru было завершено 103 проекта книг, из которых стали успешными всего 21 проект. Это 20%. Остальные не вызвали интереса и искомой суммы не собрали, получается что на каждый успешный проект приходится четыре провальных.

На Planeta.ru, обычно выставляются «статусные проекты», известные авторы, у которых есть и широкая аудитория, и рекламные возможности. «Сборник» – первая в России платформа, которая специализируется только на литературе.

Можно сделать вывод, что книжный краудфандинг – предприятие востребованное. Основное преимущество таких платформ – это реклама. Даже пользователь знает, как надо продвигать свой проект. В России примерно у 85% населения разработка рекламной кампании завершается информацией в
блоге.

«Сборник» является «народным издательством». Цепочка «писатель – издатель – читатель» всегда будет оставаться базовой, формы взаимодействия автора и читателя становятся все более разнообразными, «Сборник» целесообразно рассмотреть как дополнение к традиционным издательствам, а не вместо них.

Руководитель российской краудфандинговой платформы Planeta Ф. Мурачковский, считает, что на сегодняшний день в нашей стране народное финансирование воспринимается в большей степени как благотворительность, соответственно, большинство проектов в России реализуются под призмой благотворительности. Поэтому возникает необходимость дальнейшего развития, путем повышения информационной осведомленности граждан о данном финансовом явлении.

Boomstarter.ru.

Также как и Planeta.ru существует на рынке краудфандинга более 2 лет. Комиссия системы до 23%. Наряду с творчеством с помощью данной площадки продвигают и предпринимательские проекты.

С помощью платформы Boomstarter было реализовано 1518 проектов на общую сумму 320 млн. рублей. Специализируется площадка на финансировании технических, игровых и дизайнерских проектов. Однако здесь также можно встретить и сборы денег на творческие и благотворительные цели.

Принцип работы Boomstarter, такой же, как и его международного прототипа Kickstarter. Чтобы найти спонсоров организатору необходимо поместить описание проекта на площадке, указать минимальный объем денег, который нужен для его запуска, и установить срок для сбора. Если в течение определенного времени необходимая сумма средств не соберется, тогда все что перечислено, отправляется назад инвесторам.

Плата за размещение составляет 5 тыс. рублей, если проект был успешным, плюс 3,5% забирает себе платежная система. Кроме этого платежными системами удерживается 13% НДФЛ. Стоит также отметить, что платформа не претендует на собственность проекта.

Статистика на Boomstarter, – больше 80% книг, выставленных на сбор денег, так никогда и не пересекают отметку в 10%, больше половины не набирают и 2%.

На площадке Boomstarter не так давно был введён раздел с различными мероприятиями и продажей на них билетов. Любой желающий может создать событие (допустим посещение России популярным режиссером или писателем) и собрать деньги на него.

Rusini.org

Площадка, специально предназначенная для предпринимательских проектов. Комиссию система не взимает. С помощью площадки продвигают стартапы и прочие идеи предпринимателей.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ

Kickstarter.com

Является самой популярной зарубежной платформой. Она помогает с финансированием, прежде всего, креативных и творческих проектов. Оказывает активную помощь по сбору необходимых средств стартаперам.

На сегодняшний день сборы на Kickstarter уже перевалили 3 млрд. долларов и продолжают расти, а количество успешно реализованных проектов уже достиг-ло 128 тысяч.

На этой платформе финансируются самые разнообразные проекты, от благотворительности до создания технических устройств. Анализ статистических данных, показывает, что наибольшее количество средств на Kickstarter удалось собрать разработчикам игр и дизайнерам.

Например, на реализацию проекта Pebble – это гаджет, который выполняет не только функции наручных часов, но и может синхронизироваться с мобильным телефоном и выполняет некоторые его функции, удалось собрать 10266845 долларов.

Принцип работы платформы Kickstarter достаточно прост – организатор размещает полное описание своего проекта, а также указывает какую сумму ему необходимо собрать и за какое время. Если за указанный период спонсоры не профинансировали стартап на нужную сумму, все средства возвращаются.

За посреднические услуги Kickstarter удерживает 5% от инвестиций, а платежная система, через которую работает платформа (Amazon Payments) удерживает еще 3-5%. Кстати, платформа Kickstarter не оформляет на себя права собственности на проекты, реализованные с ее помощью.

Indiegogo.com

Еще одна популярная площадка. Этот ресурс уже больше ориентирован на финансирование предпринимательских проектов. Плюсом ресурса является небольшая комиссия, которая составляет от 4 до 9%.

Здесь больше внимание акцентируется на воплощении в жизнь творческих идей. Принцип работы Indiegogo – деньги сразу же перечисляются организатору, независимо от того насобирал он нужную сумму или нет. Сбор средств осуществляется через PayPal.

Rockethub.com

Тоже является платформой для инвестирования предпринимательских проектов. Это площадка, которая ориентирована на новичков. Сервис отличается компетентной технической поддержкой.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДФАНДИНГА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

При подготовке девятого международного фестиваля “Архстояние”в арт-парке “Никола-Ленивец” Калужской области опробовали технологию краудфандинга. Предполагалось обеспечить народное финансирование строительства одного из ключевых ландшафтных объектов.

Сборы организаторов фестиваля растут, но затраты на проведение мероприятий довольно велики. В прошлом году парк “Никола-Ленивец” с проектом создания туристско-рекреационного кластера вошел в федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма. Одна из задач – сделать так, чтобы
туристы могли посещать это место каждый день, находя для себя что-то интересное, а значит, территорию надо насыщать различными событиями.

Краудфандинг должен был выступить способом приобщения посетителей к организации фестиваля. Решили построить “Ленивый Зиккурат”. Это самый крупный арх-объект 2017 года – бревенчатый бельведер на краю парка “Версаль”, там, где с высоты 18 метров можно осмотреть живописные окрестности, получив при этом порцию бодрости.

“Зиккурат” строили из пораженных короедом-типографом сосен. Все работы от вырубки деревьев, подготовки строительного материала до возведения обошлись в 800 тысяч рублей. При этом надо было вовлечь публику в строительство башен. Те, кто пожелал, платили за бревна, ставшие в определенном смысле входными билетами на фестиваль.

Перечислить деньги можно было через Интернет. На сайте “Архстояния” поместили счетчик, показывавший, сколько еще осталось собрать. Проект, в полной мере, не реализован. Собрать удалось лишь часть денег, причем не дошло и до половины. Это при том, что участники краудфандинга получали скидку на входные билеты.

Во-первых, мотивационная программа оказалась шаткой: слишком большую сумму заложили, а это отпугивает тех, кто не способен много заплатить.

Во-вторых, все были заняты организацией фестиваля и не могли поддержать информационную волну. Но организаторы фестиваля сделали соответствующие выводы, и планируют использовать краудфандинговые технологии в дальнейшем.

Калужская музыкальная группа Mortid. 1 марта 2017 года, используя возможности краудфандинговой платформы на сайте planeta.ru, поместила проект по финансированию издания их дебютного альбома.

Группа учитывает положительный опыт многих известных и начинающих групп, которые привлекают в проекты заинтересованных людей (акционеров) и успешно реализовывают свои идеи. В свою очередь сложилась практика, когда акционеры получают так называемые бонусы – результат деятельности группы, их альбомы, концерты на DVD, а также сувенирную продукцию.

В размещенной информации, музыканты заверяют, что представят качественную и разнообразную музыку.

Инициативная группа «Зелёный вектор», организованная в Калужской области выпускниками школы «Сколково», формирует пункты раздельного сбора мусора в калужских школах, а ещё запустить экообразовательный проект среди школьников.

Группа обладает опытом работы. Точки раздельного сбора мусора были установлены в школах и детских садах Кирова Калужской области. Теперь активисты планируют расширить деятельность в Калуге, и установить раздельный сбор мусора в пяти калужских школах.

Организован сбор мусора классическим образом. «Полезные» отходы будут делиться на четыре фракции – бытовые отходы, бумага и картон, стекло и алюминиевые банки, пластик и ПЭТ-бутылки. Контейнеры для каждого из вида отходов – другого цвета. Сортировать и перерабатывать мусор будут партнёры
«Зеленого вектора».

Кроме непосредственно сбора мусора активисты из «Зелёного вектора» планируют заняться образовательной работой с детьми и внедрить разработанную ими экологическую настольную игру. В дальнейшем сеть пунктов раздельного сбора мусора расширится. «Зелёный вектор» планирует, в конечном итоге, открыть в Калужской области мусороперерабатывающий завод, который будет производить строительные материалы из отходов.

На реализацию текущих проектов «Зелёный вектор» планирует собрать 499999 рублей. Значительная сумма уже набралась. Поддержка проекта осуществляется на платформе Planeta.ru.

Соединенные Штаты Америки в настоящее время выступают в качестве лидера в области развития инновационной, цифровой экономики.

Законодатели США отдают себе отчет в том, что такой тип экономики очень чувствителен к регулированию, поэтому основной задачей ставят наблюдение за процессом и законодательное упорядочение для поддержания наметившегося развития конкретных направлений и стимулирование появления новых.

Ситуация с правовым регулированием краудфандинга отличный пример для наглядного рассмотрения такого подхода.

Информационные технологии обеспечивают надежное проникновение в экономику разных стран, поэтому изменение правового регулирования на рынке инноваций, цифровой экономики в развитых странах, неизбежно будет влиять на такой рынок в России.

Российские законодатели обязаны предложить соответствующую альтернативу для развития инновационного бизнеса, цифровой экономики на территории Российской Федерации.

Необходимо внимательно реагировать на внешние вызовы и помогать развиваться, стимулируя становление цифровой экономики, разрабатывая способы монетизации взаимодействия знаний и людей.

Принятая программа стимулирования цифровой экономики, вселяет уверенность в то, что в ближайшее время в России появится нормативная база для такой инвестиционной сферы, как краудфандинг, которая позволит стимулировать зарождающуюся российскую инновационную экономику. Обеспечит финансирование небольших, узкоспециализированных исследований, так как краудфандинг – удобный, доступный, эффективный способ финансирования различных проектов, в том числе и инновационных, который должен чаще применяться в российской экономике.

Требуется законодательно обеспечить защиту спонсоров проекта от мошенничества и повышение общей информационной грамотности населения.

Эксперты читают, что риски мошенничества очень велики, и должным образом не оцениваются.

Не квалифицированному инвестору в случае краудфандинга будет сложно определить, является ли инвестиция реальной или это мошенничество, которое присутствует во всех сферах, так или иначе связанных с оборотом денежных средств.

Яркими примерами проявления мошенничества на краудфандинговых площадках является сбор средств на лечение ребенка, или помощь социальным учреждениям.

Существуют примеры и более продуманного преступного обмана. Так, один из разработчиков очков ZionEyez на площадке Kickstarter запустил сбор средств, которые должны были использоваться для выпуска нового гаджета. Гаджет, якобы, имел функцию видеозаписи и хранения видео на специальном чипе. Более 2000 заинтересовавшихся пользователей, и вложивших собственные денежные средства были обмануты.

Наиболее опасным и развивающимся видом мошенничества в этой сфере, является создание клонов известных компаний и сбор средств от их имени на финансирование различных результатов существования данных компаний.

Кроме того, идеи, озвученные на краудфандинговых платформах, могут быть украдены и профинансированы профессиональными инвесторами или крупными корпорациями, тогда как в традиционной модели инвестиций предприниматели используют соглашения о неразглашении и другие способы защиты идей и бизнес-планов.

В тоже время, несмотря на случаи мошенничества в этой области, в целом его масштабы, по оценке специалистов, ничтожно малы. Реальный процент мошеннических действий при народном финансировании составляет меньше 1%. Это связано с грамотной работой модераторов платформ, которые, прежде, чем запустить проект проверяют его по всем субъективным и объективным признакам, оставляя за собой право приостановки проекта.

Схема таких инвестиций должна иметь инструменты по минимизации возможных рисков.

Следует учитывать то обстоятельство, что более половины организаторов проектов переоценивают силы, изначально формулируя некорректные цели.

Средний размер запросов всех проектов вдвое превышает средний размер финансовых целей успешных проектов. Необходимо высокопрофессиональное обучение людей специфике краудфандинговой деятельности, осуществляемое с акцентом на практическую деятельность.

Краудфандинг может стать отличной альтернативой финансирования стратапов и бизнеса на ранних стадиях. Все дело в том, что его схема абсолютно прозрачна.

Организатор остается в выигрыше, так как не переплачивает большие проценты.

Инвестор, в зависимости от проекта, получает прибыль или другое вознаграждение от вложения, либо жертвует деньги на благотворительность. Для организатора это может стать как инструментом пиара, так и гарантией успеха стартапа еще до начала проекта.

Необходимо помнить, что финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег; риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риски упущенной выгоды; риски снижения доходности; риски прямых финансовых потерь.

Финансовый риск представляет собой функцию времени. Как правило, степень риска для данного финансового актива или варианта вложения капитала увеличивается во времени.

В экономической теории к настоящему времени еще не разработана общепринятая и исчерпывающая классификация рисков. На практике существует очень большое количество различных форм их проявления, и тот же вид риска сможет обозначаться различными терминами.

Трудности при идентификации рисков возникают при недостаточности или полном отсутствии информации, а чаще всего при невнимании к информации.

Каждый риск должен определяться и оцениваться отдельно, нельзя объединять риски. Все это приведет к принятию неправильного управленческого решения.

При анализе проекта в отношении его рисков требуется идентифицировать возможные области риска применительно к конкретному проекту.

Эта задача решается обычно экспертными методами. Они позволяют в какой-то мере компенсировать недостатки имеющейся информации о разрабатываемом проекте.

В частности, на этом этапе широко используют опыт экспертов и их знания о проектах-аналогах, что позволяет прогнозировать возможные зоны риска и последствия, принимаемых решении.

На этапе идентификации рисков необходимо не только определить, какие риски существуют для данного проекта, но и оценить вероятность каждого из них для проекта.

Алгоритм экспертной оценки рисков проекта включает:

– составление полного перечня возможных рисков по фазам жизненного цикла проекта;

– экспертизу опасности каждого из рисков их вероятности, важности рисков (как произведения опасности риска и вероятности его наступления);

– ранжирование рисков по степени важности для проекта.

Анализ рисков позволяет оценить целесообразность участия в проекте и выработать меры по защите от возможных потерь.

Различают качественный и количественный анализ рисков. Качественный анализ имеет целью определить факторы, области и виды рисков, количественный позволяет оценить отдельные риски и риск участия в проекте в целом.

Общую стратегию опенки рисков инноваций можно представить в виде алгоритма анализа риска.

При оценке рисков инноваций используют две группы факторов:

– объективные, не зависящие непосредственно от организации, физического лица (инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, режим наибольшего благоприятствования);

– субъективные, характеризующие состояние организации и физического лица (технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и т. п.).

Количественный анализ можно формализовать и сформировать ряд методов: статистические, аналитические, методы экспертных оценок и методы аналогов. Наиболее точные результаты оценки рисков дает применение статистических методов, и в частности методов статистических испытаний, которые позволяют анализировать и оценивать различные «сценарии» реализация проектов.

В особо сложных задачах для формализованного описания неопределенности используют метод Монте-Карло, относящийся к статистическим методам. Он основан на применении имитационных моделей. Последние позволяют создавать множество сценариев, учитывающих заданные ограничения на ис-
ходные переменные.

Метод характерен тем, что он наиболее полно отражает все возможные неопределенности, которые могут возникнуть при выполнении проекта по каждому из возможных сценариев. Посредством ограничений, заданных в качестве исходных, он позволяет учитывать практически всю информацию, имеющуюся в распоряжении аналитика проекта.

Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач:

– обнаружение рисков;
– оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и последствия рисков); воздействие на потенциальные риски;
– контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков, и др.).

Классические модели теории принятия решения предусматривают такие ситуации:

– игровую ситуацию – состояние окружающего мира определяется возможными действиями рационального противника/конкурента;
– рисковую ситуацию – состояние окружающей среды характеризуется определенными, известными лицу, принимающему решение, вероятностями;
– неопределенности – критерии/вероятности, характеризующие события окружающего мира, неизвестны либо объективно не даны.

Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. Как демонстрирует исследование, в мировой практике, в большинстве случаев, используются унифицированные механизмы управления рисками:

– страхование или резервирование;
– хеджирование;
– диверсификация;
– уклонение (отказ от исполнения связанного с повышенным уровнем риска проекта);
– минимизация (консервативное управление активами).

При управлении рисками наиболее эффективно:

– предугадывать проблемы, вместо того чтобы реагировать на них после возникновения;
– работать над первопричиной, а не над проявляющимися симптомами;
– готовить планы решения проблем заранее, до того как они возникнут;
– использовать понятный, структурированный и воспроизводимый процесс разрешения проблем;
– предпринимать превентивные меры везде, где это возможно.

Решения по управлению рисками сводятся к разработке инструкций, регламентов, правил финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Формируется план мероприятий по снижению вероятности риска.

Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанные категории.

Для успешного развития социального предпринимательства в России необходима реализация следующих положений. Разработка и совершенствование законодательства. Принятие закона о социальном предпринимательстве. Законодательное закрепление официального статуса социального предпринимательства, технологий краудфандинга.

Разработка и реализация государственных долгосрочных программ развития социального предпринимательства, краудфандинга с установлением целевых показателей и ориентиров, предполагающих возможность контроля над качеством их реализации через мониторинг всех заинтересованных сторон.

Создание и развитие общероссийских краудфандинговых платформ, имеющих свою специализацию и направленность, в частности на социальные проекты. Стимулирование распространения краудфайдинга, как эффективного механизма финансирования социального, и иного предпринимательства, других значимых для общества проектов.

Использование краудфайдинга, как механизма проверки востребованности бизнеса с позиций спроса и инструмента маркетинга и пиара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)