Международная и отечественная практика социально-экономического развития территорий

Мировой региональный опыт представляет, безусловный интерес для исследования. В Финляндии, Швеции, Бельгии, Люксембурге, Великобритании элемент региональной экономической политики, как создание инфраструктуры, официально региональной политикой не считается и относится к общенациональной политике.

О наличии в стране региональной экономической политики можно судить лишь в том случае, если эта политика оформлена нормативно-правовыми актами.

Особенности управления региональным развитием территорий находятся в зависимости от типа государственного устройства. В федерациях власти регионов более активно привлекаются к реализации региональных задач с помощью со финансирования расходов, проведения мероприятий, а также принятию совместных управленческих решений. В совместных решениях органов федеральной и региональной власти четко определяется используемый для решения проблем инструментарий.

В Европе в странах с унитарным устройством (Греции, Ирландии, Португалии, Люксембурге) в региональной экономической политике степень централизации высока. В то же время в странах с элементами автономии регионов или в федерациях уровень децентрализации намного выше (в Испании, Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Германии). 

В последние десятилетия, происходило сближение федеративных и унитарных государств по той роли, которую власти регионов играют в реализации региональной экономической политики. В странах с изначально относительно высокой ролью центральных властей предпринимались попытки повысить роль регионов (в Италии, Греции), и, наоборот, с изначально относительно высокой ролью региональных властей – усилить централизацию (в Германии).

При высокой степени децентрализации подчас не удается скоординировать усилия центральных и региональных властей на решении ключевых проблем.

При низкой сложнее учесть особенности отдельных территорий. Децентрализация региональной экономической политики, базирование ее на концепции «развития снизу» возможны не при любых условиях. Так в Греции была поставлена цель «развития снизу». Но региональные органы не справились с поддержкой реализуемых программ, т.к. не имели необходимого квалифицированного персонала, научно-технической и инфраструктурной базы.

В странах Восточной Европы предпочтение отдается не безвозмездным субсидиям, а налоговым льготам.
Это объясняется следующими причинами:

  1. во-первых, недостатком финансовых ресурсов;
  2. во-вторых, отсутствием надежного контролирующего аппарата;
  3. в-третьих, сложностями перехода предпринимателей к рыночным отношениям при предоставлении безвозмездных субсидий.

В странах Западной Европы не имеется подобных проблем. Существует опыт проведения региональной политики по совершенствованию рыночных отношений. Общепризнано, что субсидии должны выделяться под конкретные проекты.

Практика привлечения в проблемные регионы крупные предприятия не нашла позитивного продолжения. Так как подобные предприятия завязаны на своих смежников в развитых регионах, и слабо интегрировались с местной экономикой.

Ученые – исследователи Франции, Италии, Великобритании продемонстрировали закономерность, в соответствии с которой точечные инвестиции не могут решить проблемы безработицы и неблагоприятной структуры промышленности в долгосрочной перспективе.

В тоже время, привлечение небольших компаний представляется более эффективным, т.к. на них меньше тратится государственных средств, а их зависимость от местных рынков обычно выше, нежели у крупных фирм.

Развития малого бизнеса требует вложений капитала, доступа к информации, квалифицированной рабочей силы, потенциальных заказчиков в лице крупных частных фирм. Поэтому для развития малого бизнеса требуется комплексная помощь государства. В конечно итоге, задача государства заключается гармоничном развитии бизнес структур малого, среднего и крупного бизнеса в проблемных регионах.

Безусловно, привлечение иностранного капитала в проблемные регионы оказывает положительное влияние на развитие территорий. Но существуют и ряд проблем: головные офисы таких компаний остаются в крупных центрах, а сокращения персонала под воздействием конъюнктурных колебаний касаются в основном филиалов. Сами филиалы имеют слабую связь с внутренними рынками территории.

Общая тенденция последних десятилетий связана со стимулированием развития высокотехнологичных производств, которое осуществляется за счет создания технико-внедренческих зон и иных мер.

Технико-внедренческие зоны или технопарки впервые возникли в начале 1950-х годов в США. В 70-е годы их положительный опыт стал внедряться в Европе.

Рост числа технико-внедренческих зон возник в 80-е годы, что было связано с увеличением роли высоких технологий. Технико-внедренческие зоны стали организовываться не только в развитых странах, но в Бразилии, Индии, Малайзии, Восточной Европе, СНГ и Китае.

В Великобритании с помощью регулирования территориального развития удалось выровнять структуру промышленности депрессивных районов. В Германии значительные объемы финансовой помощи направлялись в восточные земли.

Но Восточная Германия не стала самым привлекательным регионом даже для западногерманских инвесторов. Несмотря на целый ряд льгот, инвесторы предпочитали размещать свои предприятия не в новых землях, а в странах с более дешевой рабочей силой.

В Италии удалось сократить разрыв в уровне экономического развития Севера и Юга. Но создать на Юге условия, при которых стало бы возможным догоняющее развитие этой части страны на основе внутренних ресурсов, не удалось.

Более того, сближение Севера и Юга по уровню производительности труда и развитию инфраструктуры обострило и региональные различия внутри Юга. Некоторые проблемы на Юге просто трансформировались. Так, если прежде была повышенная безработица среди сельского населения, то теперь среди молодежи.

В Греции региональные различия в уровне промышленного производства и занятости имеют тенденцию к уменьшению. Однако это связано не только с развитием динамичных отраслей в периферийных районах, но и с появлением структурных проблем в крупных городских центрах, включая столичную зону.

Одной из основных причин относительно низкой результативности региональной экономической политики является ограниченность тех финансовых ресурсов, которые могут быть выделены на ее проведение.

Поэтому во многих странах заговорили о необходимости координации регулирования экономического развития регионов с другими направлениями экономической политики государства, их согласовании.

Результативность региональной экономической политики можно повысить за счет концентрации тех ограниченных ресурсов, которые на эту политику выделяются. Поэтому в разных странах, в отдельные периоды проведение региональной экономической политики базируется на выделении полюсов роста, которым оказывается финансовая поддержка и которые в дальнейшем должны стать источником диффузии инноваций для окружающих их территорий.

Существуют разные подходы к выделению полюсов роста, определяемые в немалой степени уровнем экономического развития стран.

В развивающихся странах полюса роста выделяются в масштабах всей страны. А в промышленно развитых странах – только в проблемных регионах.

В первом случае основная задача полюсов роста – подъем экономики страны в целом, то во втором случае – экономики проблемных территорий.

Особая роль, среди точек роста, была отведена крупнейшим агломерациям. Интересным примером регионального развития, принесшим противоречивые результаты, является опыт Китая в создании свободных экономических зон.

С одной стороны, создание СЭЗ привело к ускорению темпов экономического роста в стране в целом, с другой стороны, усилились диспропорции в уровне экономического развития регионов.

Одним из результатов развития системы «открытых территорий» в Китае стало обострение регионального протекционизма в конце 80-х – начале 90-х годов. Довольно распространенным стал запрет на ввоз продукции, произведенной на «открытых территориях» и конкурирующей с местными производителями.

При этом факты протекционизма были характерны не только для внутренних, но даже для относительно менее развитых приморских провинций, где существовали собственные «открытые территории». В отдельных провинциях запретили вывоз дешевого сырья в более развитые провинции.

Помимо официальных запретов стали вводиться и дополнительные налоги, и штрафы на «импортную» (из других провинций) продукцию.

Власти Китая, естественно, были вынуждены начать бороться с подобными явлениями. В 90-е годы число «открытых территорий» было увеличено, что должно было повлиять на ускорение экономических преобразований во внутренних районах.

В настоящее время составной частью экономических реформ Китая является «политика открытости», которая направлена на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны (СЭЗ).

Основными целями создания СЭЗ являлись:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • увеличение экспортной валютной выручки;
  • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

Система управления СЭЗ характеризуется наличием следующих особенностей:

  • специальные налоговые стимулы для иностранных инвестиций;
  • большая независимость в международном сотрудничестве.
  • Экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:
  • конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение и использование иностранного капитала;
  • основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;
  • производство в первую очередь экспортно-ориентированной продукции;
  • экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.

Существует система стимулов, применяемая в СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций:

  • уменьшение ставок таможенных пошлин или отсутствие таковых;
  • отсутствие импортных квот;
  • либерализация или отсутствие валютного контроля;
  • неограниченная репатриация прибыли;
  • снижение ограничений на иностранную собственность;
  • снижение бюрократических барьеров;
  • развитая инфраструктура;
  • упрощение административных правил с относительной независимостью местных плановых органов;
  • прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровня;
  • налоговые каникулы.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)