Надзор за соблюдением прав граждан на свободу совести и вероисповедания

Конституция Российской Федерации закрепляет свободу совести и вероисповедания, включая право исповедывать индивидуально или совместно с другими гражданами любую религию или не исповедывать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 14, 19, 28, 29).

Правовое регулирование правоотношений, возникающих в данной сфере, на федеральном уровне осуществляется:

  • Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.;
  • постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская Церковь Прославления»» от 23 ноября 1999 г.

Наиболее повторяющиеся виды нарушений законодательства о свободе совести:

  • нарушения, связанные с регистрацией религиозных объединений в органах юстиции (необоснованный отказ в регистрации, пропуск срока регистрации и т.д.);
  • нарушения, совершенные в процессе осуществления деятельности религиозной организации: осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности; осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;
  • действия, направленные на подрыв (насильственное изменение) основ конституционного строя и безопасности государства;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
  • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применением насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Контроль за соблюдением религиозными организациями уставов, целей и порядка их деятельности возложен законом на органы юстиции, зарегистрировавшие эти организации.

Сведения о нарушениях права граждан на свободу совести и вероисповедания могут быть получены из традиционных источников, к которым относятся письма и заявления граждан, государственных и общественных организаций, материалы судебной практики, публикации в средствах массовой информации.

Важным дополнительным источником информации являются материалы:

  • органов юстиции, которые регистрируют религиозные организации и осуществляют контроль за соблюдением ими своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;
  • органов народного образования, выдающих лицензии на право осуществления образовательной деятельности учреждениям профессионального религиозного образования;
  • налоговых органов, осуществляющих контроль за уплатой налогов при осуществлении религиозными организациями предпринимательской деятельности и создании собственных предприятий.

В ходе проверки прокурору следует получить исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

  • представлены ли на регистрацию все установленные законом документы;
  • соблюден ли установленный законом срок (один месяц) рассмотрения заявления;
  • соблюден ли установленный законом трехмесячный срок для проведения государственной религиоведческой экспертизы;
  • законно ли отказано в регистрации религиозной организации, если таковой факт имел место, сообщено ли об этом письменно заявителю с указанием оснований отказа;
  • законно ли оставлено заявление о регистрации религиозной организации без рассмотрения, уведомлен ли об этом заявитель;
  • законно ли создана и действует религиозная организация;
  • не содержит ли устав и другие учредительные документы организации нормы, противоречащие п. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации и действующему законодательству;
  • не выходит ли религиозное объединение в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных его уставом, не противоречит ли его деятельность уставным целям;
  • соблюдают ли религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет, ограничения, предусмотренные п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (запрет на проведение религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, на создание образовательных учреждений, на учреждение средств массовой информации и др.);
  • не нарушает ли религиозное объединение своими действиями общественный порядок, не угрожает ли общественной безопасности;
  • не осуществляется ли религиозным объединением пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
  • не создаются ли религиозным объединением вооруженные формирования;
  • не побуждают ли религиозные объединения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;
  • осуществляют ли органы юстиции, регистрирующие религиозные объединения, контроль за соблюдением ими положений устава, касающихся целей и порядка их деятельности;
  • соблюдается ли государственными органами, их должностными лицами установленный законом порядок учета и разрешения жалоб и заявлений (имеются в виду обращения граждан о нарушении их прав в связи с отношением к религии, о привлечении священнослужителей к ответственности за отказ от показаний по обстоятельствам, которые им стали известны на исповеди, о возложении на религиозные организации функций государственных органов и органов местного самоуправления, о вмешательстве в деятельность религиозных объединений); правомерны ли принятые по таким обращениям решения;
  • не осуществляется ли в учебных заведениях принудительное обучение религиозным дисциплинам лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой;
  • не запрещается ли совершение, по просьбе верующих, религиозных обрядов в воинских частях, лечебных учреждениях или, наоборот, не осуществляются ли такие обряды принудительно, против воли лиц, находящихся в этих учреждениях.

Особое внимание должно быть обращено на проверку соответствия законам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, касающихся права граждан на свободу совести и вероисповедания, так как согласно ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации право граждан на свободу совести и вероисповедание может быть ограничено только в той мере, в какой это предусмотрено Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Средства прокурорского реагирования в каждом конкретном случае определяются в зависимости от характера выявленных нарушений законности, степени их распространенности и тяжести последствий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)