Надзор за соблюдением прав граждан на осуществление местного самоуправления

Правовое регулирование сферы местного самоуправления характеризуется многоканальной регламентацией прав и обязанностей местных сообществ.

Основные принципы формирования и деятельности муниципальных образований закреплены в Конституции Российской Федерации, которая определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, гарантирует территориальную, организационную и финансовую самостоятельность местных сообществ (ст. 3, 12, 130 – 133) и возлагает на органы и должностные лица местной власти обязанность обеспечивать права и свободы граждан (ст. 18).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. регламентирует роль местного самоуправления в осуществлении народовластия и закрепляет государственные гарантии его самостоятельности.

Основные направления деятельности местных сообществ определяются также федеральными законами:

  • «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.;
  • «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г.;
  • «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г.;
  • «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «н» ст. 72) деятельность местного самоуправления регламентируется законодательными актами субъектов Российской Федерации (избирательное законодательство, местные налоги и сборы, территориальное устройство, регистрация уставов муниципальных образований, наделение местных сообществ отдельными государственными полномочиями и др.).

Нарушения законодательства, гарантирующего права граждан на осуществление местного самоуправления, носят распространенный характер. Наиболее часто встречающиеся нарушения связаны: а) с регулированием порядка проведения муниципальных выборов и местных референдумов; б) с обеспечением права населения самостоятельно определять структуру органов власти муниципальных образований и участвовать в установлении границ их территории, а также в сфере управления муниципальной собственностью и финансами.

Помимо традиционных источников информации (жалобы граждан, сообщения средств массовой информации, акты ревизий, статистика) в сфере деятельности местного самоуправления прокурорами используются некоторые дополнительные каналы о совершенных правонарушениях.

Это, во-первых, материалы ассоциаций (союзов) местного самоуправления.

В настоящее время деятельность этих общественных формирований объединяет Конгресс муниципальных образований Российской Федерации (Москва). В его состав входит два общероссийских союза: Союз российских городов (г. Красногорск Московской области) и Российский союз местных властей (г. Краснодар). Кроме того, Конгресс объединяет шесть межрегиональных и 37 региональных ассоциаций (союзов) муниципальных образований, включая и две ассоциации закрытых администравно-территориальных образований (Минобороны России и Минатома России).

Налаживание прокурорами деловых контактов с этими общественными формированиями дает возможность получать объективную информацию о нарушениях законных прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Другой важный источник информации – заключения Министерства юстиции РФ по результатам проверок законности правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации.

Применительно к основным проблемам обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления можно выделить следующие основные направления надзорных проверок:

  • право граждан осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления, участия в референдумах и через избираемые ими органы;
  • право граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления;
  • право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.

Прокурорское реагирование по выявленным нарушениям закона, кроме обычных мер (принесения протестов, обращения с заявлениями в суд о незаконности нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления), включает оценку законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Интересно
Как показывает анализ конституций и уставов субъектов Российской Федерации, во многих случаях в них содержатся нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Следует принять во внимание, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 6-П суд общей юрисдикции вправе по обращению прокурора признать закон субъекта Российской Федерации недействующим, т.е. не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом.

Вопрос о признании законодательного акта субъекта Российской Федерации недействительным, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г., может решаться судом после принятия Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции Российской Федерации».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)