Надзор за исполнением законодательства о защите прав потребителей

Правовые отношения в области защиты прав потребителей регулируются нормативными актами.

К ним относятся:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.;
  • Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. и принимаемыми в соответствии с законами иными правовыми актами.

В УК РФ предусмотрены следующие составы преступлений за нарушения законных прав потребителей: незаконное использование товарного знака (ст. 180); обман потребителей (ст. 200); производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238).

Государственную и общественную защиту прав потребителей осуществляют:

  • Государственный антимонопольный комитет России (его территориальные органы);
  • Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Министерство природных ресурсов РФ (и их территориальные органы);
  • Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами.

Указанные органы и организации располагают следующими данными:

  • о фактах нарушения законодательства о защите прав потребителей;
  • об обязательных предписаниях продавцам и изготовителям товаров (работ, услуг) в связи с допущенными ими нарушениями закона;
  • об исках и заявлениях органов по защите прав потребителей в суд о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, о взыскании с виновных лиц сумм штрафов.

Рассмотрим типичные нарушения законодательства о правах потребителей.

Нарушения прав потребителей на качество и безопасность товаров, работ, услуг составляют примерно пятую часть всех нарушений законодательства о защите прав потребителей. В наибольшей степени подвержены фальсификации и подделке пищевые продукты.

Зачастую не выполняются требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара; об обмене непродовольственного товара ненадлежащего качества.

Нарушаются сроки выполнения работы (оказания услуг), или работы (услуги) выполняются с недостатками.

Нарушаются сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанных услуг).

Продолжает оставаться проблемой информирование потребителей об изделиях, содержащих биологически активные компоненты, генетически модифицированные источники и токсичные вещества, которые содержатся во многих новых и модифицированных пищевых продуктах.

Особо распространены нарушения потребительского законодательства при оказании населению платных образовательных услуг, жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных услуг и услуг связи.

Так, при оказании туристических услуг:

  • представляется ненадлежащая информация об оказываемых услугах либо не представляется вообще;
  • оказываются некачественные услуги;
  • в договоры включаются условия, ущемляющие права потребителей.

Контролирующие органы отмечают множественность нарушений прав потребителей при заключении и исполнении договоров на приобретение жилья, при предоставлении продавцами и изготовителями гарантийных обязательств на технически сложные товары.

В ходе проверок в территориальных управлениях Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства прокурор выясняет следующее:

  • соответствуют ли требованиям законодательства о защите прав потребителей нормативные правовые акты территориального антимонопольного органа;
  • во всех ли случаях давались необходимые предписания о прекращении либо приостановлении выпуска, реализации, продажи продукции, не отвечающей предъявляемым требованиям, о приостановлении деятельности предприятий, где выпуск и реализация недоброкачественных товаров носили распространенный характер;
  • обеспечивался ли контроль за фактическим изъятием из реализации и розничной продажи товаров ненадлежащего качества, по которым давались предписания;
  • применяются ли к правонарушителям штрафы и иные экономические санкции, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • обеспечивается ли взаимодействие с другими органами контроля (госторгинспекцией, налоговыми инспекциями, санитарно-эпидемиологической службой, ветеринарным надзором) по установлению лиц, ранее совершавших аналогичные административные проступки, и во всех ли случаях передаются материалы на таких лиц в органы дознания;
  • реализуется ли право, предоставленное ст. 46 Закона, на предъявление в суды исков о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, о прекращении этих действий; реализуются ли их полномочия об обращении с исками в суд о защите прав конкретных потребителей;
  • не нарушается ли в регионе установленный законом порядок исполнения предписаний и других решений органов исполнительной власти, контролирующих защиту прав потребителей; не было ли случаев оставления без реагирования решений, принятых по фактам выявленных правонарушений.

Главная задача прокурорского реагирования – обеспечить реальное восстановление нарушенных прав граждан и привлечение каждого виновного лица к установленной законом ответственности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)