Надзор за исполнением налогового законодательства

Практика прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства показывает, что налоговые органы не в полной мере используют предоставленные им законодательством права и полномочия в деле обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджет. В их деятельности допускаются многочисленные отступления от требований закона, неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей, имеются иные негативные тенденции, препятствующие эффективному функционированию налоговой системы.

Налоговые правоотношения регулируются:

  • Налоговым кодексом РФ;
  • Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.;
  • Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации; руководит работой территориальных налоговых органов, выполняя функции координации и налогового контроля.

Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. органам Государственной налоговой службы РФ переданы функции упраздненного Государственного комитета РФ по обеспечению монополии на алкогольную продукцию.

Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993г. определяет правовой статус органов налоговой полиции.

Прежде всего, налоговые органы не обеспечивают точного учета налогоплательщиков, в результате чего десятки тысяч предпринимателей остаются вне поля зрения налоговых инспекций, годами не уплачивают налоги. Допускается регистрация множества юридических лиц по одному и тому же адресу, нередко на одно и то же лицо.

Особенно неудовлетворительно организован учет налогов на землю, приватизированное жилье, автотранспорт, на доходы от частнопредпринимательской деятельности.

Налоговыми органами повсеместно нарушается требование об обязательности проведения проверок налогоплательщиков не реже одного раза в два года. Во многих случаях налоговые органы, выявив факты сокрытия или занижения прибыли, непредставления налоговых деклараций, отчетов, необоснованно и незаконно освобождают правонарушителей от ответственности, не применяют к ним финансовые санкции.

Интересно
Налоговыми инспекциями не используются требования Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции» в части своевременного направления территориальным органам налоговой полиции материалов по фактам сокрытия доходов (прибыли) в крупных и особо крупных размерах, в результате чего виновные избегают установленной законом уголовной ответственности. В должной мере не используются полномочия на право предъявления исков о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и о взыскании доходов, полученных в таких случаях.

В государственных налоговых инспекциях в первую очередь требуется проверить, обеспечивается ли надлежащий учет налогоплательщиков. Для этого сравниваются имеющиеся данные о налогоплательщиках с данными о регистрации предприятий и организаций в районе, городе.

До начала проведения налогового учета налоговые инспекции обязаны получить:

  • от подконтрольных предприятий – сведения за истекший год по состоянию на 1 января текущего года, необходимые для полного и своевременного учета плательщиков налогов и других платежей;
  • от местных исполнительных органов власти – о зарегистрированных предприятиях и гражданах, которым выданы свидетельства о регистрации частных предприятий;
  • от банков – о предприятиях, которым были открыты, изменены и закрыты расчетные счета, а также о конкретных операциях, принесших доходы предприятиям и гражданам;
  • от органов коммунального хозяйства (БТИ) – о вновь построенных гражданами жилых домах и взятых на учет строениях;
  • от органов землеустройства – об отведенных земельных участках;
  • от органов ГИБДД – о транспортных средствах.

Следует выяснить, поступали ли жалобы на действия налоговой инспекции в вышестоящие налоговые органы, в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, изучить материалы и данные:

  • о суммах фактически поступивших налогов с указанием процентного отношения к выполнению плановых заданий федерального и местного бюджетов;
  • о суммах недоимки и основных причинах ее образования;
  • о предполагаемых мерах по ее сокращению;
  • сколько доначислено налогов по результатам проверок и сколько из них реально поступило в бюджет.

Важно также выяснить:

  • имеются ли факты предоставления государственными налоговыми инспекциями отсрочки, рассрочки уплаты штрафных санкций, а также освобождения от штрафных санкций (получив объяснения от руководства инспекции об обоснованности освобождения);
  • устанавливались ли территориальным налоговым органом факты незаконного предоставления льгот отдельным налогоплательщикам местными органами власти и какие принимались меры;
  • располагает ли налоговая инспекция сведениями о наличии в регионе внешнеэкономических организаций или их филиалов (профиль их деятельности, состояние исполнения налогового законодательства Российской Федерации), проводились ли проверки указанных организаций, каковы их результаты, законность принимавшихся по ним решений;
  • законность привлечения нарушителей к административной ответственности.

Значительное число нарушителей не привлекается к установленной законом административной ответственности, и в то же время не единичны факты незаконного привлечения граждан и предпринимателей к административной ответственности, грубого нарушения порядка административного производства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)