Начало выпуска газет
Изобретение печатного станка открыло возможность широкого распространения книгопечатания во всем мире. Становление же периодического издания задержалось более чем на столетие и прошло несколько этапов. Сначала, приблизительно в середине XVI века, в Италии появились листки новостей, содержащие сообщения о ценах, объявления услуг и другую коммерческую информацию. Такие листки стали появляться и в других европейских странах.
Эти первые информационные издания были рукописными и носили разные названия — Zeitung, Avizo, Post, Relation, News, Courrier, Mercure, что означало в понятийном переводе с соответствующих европейских языков: листок, реляция, новости, повременник и т.п. В Венеции подобный листок получил название «gazetta» — по наименованию серебряной монеты, которую за него платили.
Согласно классическим представлениям отечественных историков печати первые печатные газеты начали выходить в начале XVII века в Бельгии (1605 г.), во Франции (1609 г.), Англии (1621 г.), затем в Австрии и Германии. Они выпускались уже с определенной периодичностью, как правило, один раз в неделю. Однако идею газеты как периодического издания в современном понимании связывают с именем французского медика Теофраста Ренодо, приступившим в 1631 году к изданию еженедельной «La gazette». Первые ежедневные газеты начали издаваться в начале XVIII века в Лондоне и Бостоне.
Вследствие утраты многих изданий, документов и архивных источников, а также различных взглядов на вид издания, мнения исследователей на историю создания первых газет расходятся. Сейчас, по видимому, уже трудно убедительно доказать, какие из газет следует считать первыми.
Ряд исследователей (в том числе, например, известный украинский историк журналистики П.М. Федченко) считают, что рождение газеты следует относить к более раннему периоду, чем это принято в официальной истории печати, а именно — к 60 м годам XVI века. Если отвлечься от сущностных элементов газеты как типа издания, от современных представлений о нем, включающих программу, подачу новостей и т.п., а говорить о форме, то так оно и есть.
В России первые газеты также были рукописными. Название их — «Куранты» было заимствовано из Голландии (слово «courant» означает «текущий»). »Куранты» содержали в основном международные новости и предназначались лишь для узкого круга лиц из царского окружения. Источником информации для «Курантов» были сообщения дипломатов, приезжающих иностранцев и посылаемых за границу курьеров.
Подобные «Курантам» издания в разное время выходили во всех странах Европы. Значительно раньше правительственные листки выходили в Китае.
Газета сообщала о новостях в военном деле, международных связях, открытиях полезных ископаемых, торговле, строительстве кораблей, праздниках и т.д., помещала информацию из других европейских газет.
По характеру и стилю информации она стала приобретать общественное значение. Особенность «Ведомостей» по сравнению со многими европейскими изданиями состояла в том, что они стали государственным органом информации. Газета имела штатную редакцию из трех постоянных сотрудников во главе с директором Печатного двора Ф. Поликарповым.
По распоряжению Петра I все ведомства («приказы», «коллегии») должны были поставлять в редакцию информацию. Эта традиция государственного, общенационального издания оказалась самой прочной и долго вечной в истории отечественной периодической печати. Регулярный выпуск «Ведомостей» наладить не удалось.
В 1728 году начала выходить газета «Санкт Петербургские ведомости», которую издавала Академия наук регулярно, два раза в неделю. В 1756 году появилась еще одна газета — «Московские ведомости», издаваемая Московским университетом. Известный издатель Н.И. Новиков, взявший в 80-е годы в аренду типографию университета со всеми его изданиями, значительно расширил тематику «Московских ведомостей», подняв литературно художественный и культурный уровень газеты путем привлечения опытных литераторов и специалистов.
Это также было официальное издание — орган Департамента почт и министерства внутренних дел. Наряду с этим появляются специализированные газеты — «Санкт Петербургские коммерческие ведомости» (1803) и «Сенатские ведомости» (1809). В этот же период создаются местные (провинциальные) газеты: «Казанские известия» (1811), «Восточные известия» (Астрахань) и др.
В последующие десятилетия происходила все более углубляющаяся дифференциация газет по читательским интересам — целевым, социально политическим, профессиональным, этнографическим, возрастным и другим.
Вследствие развития социально экономических процессов, приведших к разделению труда и усиливающемуся расслоению общества, газета начинает служить разным целям, которые в издательской практике то сменяли друг друга, то использовались одновременно.
Очевидно, что анализ функционального назначения газеты как типа издания занял бы слишком много места, поэтому попробуем хотя бы перечислить ее основные функции в хронологическом порядке, по мере их возникновения.
В своей более чем трехвековой истории газета использовалась как:
- нерегулярный «листок информации»;
- периодические выпуски печатных листов, содержащие публикацию регулярных сведений обо всем и предназначенные для распространения;
- способ распространения дифференцированной информации по интересам;
- средство отражения общественного мнения;
- инструмент государственной политики;
- средство агитации и пропаганды политических взглядов с целью формирования общественного сознания;
- способ организации деятельности различных социальных институтов;
- продукт предпринимательской деятельности.
Возможно, поэтому ретроспективный взгляд на газету (как, впрочем, и на другое социальное явление) требует осознания историко типологических трансформаций. (Отсюда противоречия во взглядах о том, какое издание следует считать первой газетой, ведь для этого следует определить, что входит в понятие «газета»).
Однако перечисленные выше функции не только сменяли друг друга в процессе исторического развития, но также существовали (и существуют теперь) одновременно. Более того, даже в одном и том же издании.
- Социальные и технологические проблемы издательского дела
- Статистический анализ Российского книгоиздания
- Особенности Российского книжного рынка
- Маркетинг и менеджмент в издательском деле
- Авторское право в издательском деле
- Международная стандартная нумерация книг
- Выходные сведения в издательской продукции
- Материалы для полиграфических работ
- Единицы измерения издательской продукции
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу