Социальные и технологические проблемы издательского дела

Будущий журналист, в силу специфики профессии, которую постигает, должен уметь вычленять и формулировать общественные проблемы, возникающие в изучаемой сфере знания.

Это относится к издательскому делу в большей степени, чем к чему либо другому, поскольку оно является областью его профессиональной деятельности.

В качестве примера постановки проблем и методики рассуждений можно рассмотреть следующее.

Тематика издаваемой литературы.

После десятилетий жесткой централизованной системы планирования издательской деятельности, при стопроцентной государственной монополии на номенклатуру и содержание выпускаемой продукции, вхождение издательств в свободный рынок ознаменовалось мрачным нашествием масс культуры.

Интересно
Низкопробные произведения, в угоду коммерческой выгоде, заполонили прилавки и книжные развалы. Основные направления такой продукции — секс, оккультизм, детективы с уклоном патологии и ужасов. Огромными тиражами выходили книги по тематике «мыльных опер» и т.п.

Проблема не только и не столько в том, что происходит опасный перекос в воздействии на читателя, сколько в резком падении тиражей и количества изданий классической, детской, научной, элитарной литературы. Конечно, такие виды литературы, как правило, убыточны. Для покрытия расходов и минимальной коммерческой целесообразности цена такой продукции резко возрастает. Книга становится недоступной читателю.

Однако и детские, и научные книги издавать необходимо. Что же делать?

В то же время возникает и другой вопрос: нужно ли регулировать поток издаваемой литературы и до какой степени? Нужно ли запретить часть изданий? Тут и возникают различные проекты, которые надо рассматривать и предлагать.

Коммерческая деятельность издательств в рыночных условиях.

В связи со многими ситуациями, возникшими при переходе издательств к свободному рынку, возникает необходимость в анализе экономических показателей в сочетании с общественной потребностью в той или иной продукции. Подлежит анализу структура рынка печатной продукции, ее стоимость и себестоимость, стоимость материалов, цены и др.

Бумага: качество, цена, производство, технология.

Главные проблемы, связанные с производством отечественной бумаги, заключаются в безнадежно устаревшей технологии, которая не позволяет в настоящее время обойтись без импорта.

Российская бумага пока еще слишком плотна при невысокой прочности. Расходы ресурсов на ее производство очень велики. Например, из 1 тысячи кубометров древесины в Финляндии получают 147 тонн бумаги, в США 66, 2 тонны, а в России только 15, 9! Эти данные, опубликованные в 90-х годах прошлого века, могли измениться, и показатели отечественной промышленности постепенно улучшаются, но общая картина остается прежней.

При таком положении дел производить свою бумагу становится просто нецелесообразно, легче поставить древесину за рубеж, это сбережет ресурсы и станет более выгодным.

Однако задача заключается в создании собственной целлюлозно бумажной промышленности, отвечающей современным требованиям полиграфии. Как это сделать? Как добиться снижения цены на бумагу хотя бы для учебной и детской литературы? И вообще: почему цены на бумагу так быстро и безостановочно растут? Может быть, следует ввести государственную монополию на бумагу, как на хлеб или водку? Или внедрить зарубежные технологии на совместных с иностранными производителями предприятиях?

Полиграфическая база издательской деятельности.

Одна из самых главных проблем издательского дела в России — состояние полиграфической базы, отставшей, в течение длительного времени, от зарубежных технологий, увы, на целую эпоху. К сожалению, до сих пор большая часть набора в стране производится на линотипах — строкоотливных машинах прошлого века.

Одновременно во многих типографиях применяется фотонабор и внедряется компьютерная технология набора и верстки.

Что делать с гигантскими мощностями набора и печати, основанными на технологии вчерашнего дня? Использовать, учитывая, что себестоимость «старого» набора иногда ниже, или в массовом порядке производить замену на самые последние образцы мировой технологии? Где в таком случае брать средства? Как не попасть в зависимость к зарубежным производителям, если оборудование такого уровня в России пока не производится? Имеется целый ряд производственно технологических проблем по отдельным процессам.

Распространение издательской продукции и торговля ею.

Среди проблем распространение издательской продукции — комплектование библиотек.

Государственного финансирования для этих целей катастрофически не хватает, в результате чего складывается тяжелая ситуация, приводящая к неполноте библиотечных фондов. Многих актуальных, важных произведений может не оказаться в библиотеке любого уровня, включая все российский. Ведь даже обязательный рассыл часто не производится. Как решить теперь эту проблему?

К этому примыкают проблемы торговли. В связи с высокими ценами на почтовые и транспортные расходы торговые наценки иногда превышают 50% стоимости книги. Это резко увеличивает стоимость издательской продукции и делает ее перевозку во многие районы страны просто нецелесообразной.

Одной из причин высокой цены реализации печатной продукции являются большие расходы на аппарат и организационно управленческую деятельность в бывших государственных учреждениях. Более эффективной оказывается работа частных распространителей и продавцов. Однако отказ от крупных книжных магазинов, часто используемых в настоящее время не по назначению, — тоже не выход. Каковы же пути эффективной организации торговли?

Качество издательской продукции

Это разветвленная проблема, включающая анализ качественного уровня деятельности на всех этапах технологического процесса книгоиздания. Особенно много вопросов касается полиграфического исполнения.

Сюда же можно отнести низкий уровень редакторской и корректорской работы, нарушения стандартов, правил оформления выходных сведений, соблюдение установленного порядка рассылки обязательных экземпляров, ввод информационных сведений об издательской продукции в международный справочно информационный фонд. Все это можно отнести к культуре издания и, в конечном счете, к качеству продукции.

Круг рассматриваемых проблем, естественно, может быть расширен. Они могут посвящаться отдельным направлениям, частным вопросам издательского дела (например: «Использование шрифтов для набора в современных компьютерных программах», «Анализ деятельности издательства N», «Новые типы издательской продукции», «Сравнительная характеристика программ верстки», «Способы редактирования с целью повышения запоминаемости текста» и т.п.). В таких случаях требуется большая глубина проникновения в проблему, детализация составляющих ее элементов.

Лучшие источники для изучения издательских проблем — беседы со специалистами в издательствах, изучение еженедельника «Книжное обозрение», журналов «Книжный бизнес», «Полиграфист и издатель», «Полиграфия» и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)