Особенности Российского книжного рынка

Специфика книги как продукта производства и как товара, естественно влияет на структуру и свойства книжного рынка.

Книжный рынок России имеет свои особенности, связанные с предшествующими десятилетиями централизованной распределительной экономики, когда цена, стоимость, себестоимость, рентабельность и другие экономические категории формировались искусственно и не отражали истинное состояние отрасли по производству книг.

Значительные изменения в отечественном книгоиздании связаны, прежде всего, с резким сокращением выпуска книг, страшно произнести, на 1 миллиард экземпляров в год! Очень трудно было перейти от «самой читающей страны в мире» в разряд средних. По числу названий издаваемых книг Россия занимает примерно 10-е место в мире, по тиражам — около 30-го!

Следует однако заметить, что тысячи раз на разные лады повторяемое в 70-е — 80-е годы ХХ века выражение «самая читающая страна в мире» всегда было преувеличением.

Во-первых, разница была в методике подсчетов. Например, иностранцы считали периодические издания как одно название. А мы — каждый выпуск. Поэтому ежемесячный журнал у нас шел в статистику как 12 названий, а еженедельный — как 52, в то время как у них — как одно издание.

Кроме того, мы умалчивали, что больше 40% изданий были ведомственными, производственными, для внутреннего пользования, тираж которых составлял меньше 3% от всей массы выпускаемой литературы. А многие страны такие издания в подсчет не принимали. Так что, если быть честными, надо признать, что и тогда мы не были, увы, самой читающей страной в мире.

Не говоря уж о том, что выпуск и чтение — категории разные. И если выходили по 6 млн. экземпляров материалы очередного съезда КПСС на русском языке и по 3 млн. на украинском и узбекском, также в огромных тиражах на всех языках народов СССР, а в отдельности — доклад генсека и резолюции, то можно с уверенностью утверждать, что, народ, по выражению С.Есенина, «…этих книг ни при какой погоде, конечно, не читал» (тем более, что до их выхода все тексты много раз публиковались в периодике!).

Однако одной деидеологизацией тематики объяснять снижение тиражей тоже неверно. Снижение числа изданий и особенно тиражей произошло, увы, и за счет художественной, и образовательной, и производственной литературы. И, тем не менее: в советское время, ничего не поделаешь, издавалось 10 книг на душу населения, сейчас — 3.

Правда, разрыв между изданием и продажей книг значительно уменьшился, что естественно, учитывая реальную материальную ответственность участников процесса. Из тех людей, которые книги приобретают, почти половина (47,5%) покупают до 5 книг в год и лишь 14,3% — свыше 10. (Данные, без сомнения, завышенные, поскольку приведены на основе опросов возле крупных книжных магазинов, в среднем по стране результаты будут гораздо скромнее).

Производителями книг в России являются:

  1. 2500 издательств, из которых крупными можно считать 100.
  2. Учреждения, выпускающие учебную и научную литературу узкого профиля, в основном, вузы и НИИ.
  3. 1000 издающих организаций, выпускающих ведомственную производственную литературу для собственных нужд.
  4. 2000 частных лиц, издающих по 1–2 книги в год.

Естественно, что основными издателями, по объему продукции и ее значению являются издательства.

Что касается тематики выпускаемой литературы, то конъюнктура рынка потребовала в 90-е годы значительных изменений в ее структуре.

В результате общего обвала книгоиздания сильно пострадали учебная и научная литература.

Так, число названий учебной литературы с 3645 в 1991 г. упало до 2946 в 1992 и 2859 — в 1993 м. Тиражи также упали соответственно с 19 млн. экз. до 7,8 и 7,4. Потом начался постепенный рост, и в 1999 м вышло 8252 учебных издания тиражом 16,7 млн. экз.

Такие же тенденции наблюдаются и в издании научной литературы: 7608 названий книг тиражом 28,7 млн. экз. в 1991 г. и 8934 названий тиражом 7,5 млн. экз. в 1999 м.

Изменения по отраслям за этот период (с 1991 по 1999 гг.) выглядят так.

Политическая и социально экономическая литература вдвое сократилась по числу изданий и втрое — по тиражам; естественно научная в полтора раза по числу изданий и почти в четверо тиражу.

Наибольшее падение тиражей наблюдается в издании технической литературы — в семь раз. Однако и в области искусства тираж изданных книг упал в 6 раз — с 660 до 102 тыс. экз., в области культуры и образования — в 3,5 раза — с 797 до 324 тыс. экз.

Резко возросло издание переводной литературы — с 3763 до 5809 названий, хотя тиражи все же (за этот период) сократились. Основными переводами являются переводы с английского. Следующие за ним переводы с французского и немецкого, вместе взятые, уступают ему в несколько раз. Тенденции в тематике 2001–2002 гг. можно проследить по статистическим данным в следующем параграфе. Как видно, некоторые из них продолжаются.

Одна из главных составляющих книжного рынка — реализация, в основном, книжная торговля. Эта составляющая в последние годы стала одной из главных в формировании рынка.

При этом торговля книгами имеет разнообразные формы и осуществляется различными предприятиями. Основным реализатором книг (половина всего объема по стране) являются независимые книжные магазины, которые имеют прямые договора с издателями.

Наиболее крупные магазины — муниципальные предприятия Московский Дом книги и Санкт Петербургский Дом книги с сетью филиалов; частные — Торговый Дом «Библио Глобус», «Москва», «Молодая гвардия». Каждый из них продает от 20 до 50 тысяч книг в год и имеет до двух тысяч поставщиков.

Значительную часть книг также продают государственные книжные магазины, а также книжные магазины издательств и полиграфических предприятий. Издательства «АСТ», «Терра», «Олма пресс», «Эксмо пресс», «Инфра М» создали сеть своих магазинов и собственную систему торговли. Кроме того, реализация производится магазинами «Книга почтой» по подписке.

Интересно
Существенным сегментом рынка продаж является продажа через Интернет. Эта система распространяется в мире еще с 90-х годов и в 1999 г. достигла 120 млрд. долл. объема продаж, в 2003-м превысила 1 триллион долл. В России этот рынок стал развиваться позднее: в 1999-м — 33 млн., в 2003-м — 5 млрд. долл.

В настоящее время в российском Интернете имеются десятки сайтов по продаже книг.

Одна из распространенных форм реализации печатной продукции — книжные ярмарки.

В мире эта форма существует давно. Первые книжные ярмарки в Европе возникли еще в XIII веке. Сейчас наиболее значительными считаются: Франкфуртская, Лондонская, Парижская, Иерусалимская, Лейпцигская и специализированная на детской литературе ярмарка в Болонье. В России самыми крупными являются две ежегодные книжные ярмарки — «Книги России», проводимая весной, и «Московская международная книжная выставка ярмарка», проходящая с 1974 года на ВДНХ в первой декаде сентября.

Эта выставка собирает представителей 2000 фирм из 70 стран, на ней заключается три четверти соглашений по продаже тиражей. Книжная торговля осуществляется также с лотков и киосков, количество которых достигло 20 тысяч. Объем этой торговли по сравнению с другими не велик и составляет менее 5% от всех видов торговли.

Наконец, продажа осуществляется через книжные клубы, отдельные объединения, группы и в непрофильных магазинах.

На тенденции национального рынка, естественно, накладываются мировые тенденции. Общее число издаваемых книг растет и перевалило за миллион новых изданий. При этом возникли и распространяются новые виды электронных изданий. Это: звуковая книга — Audio Book, мультимедийная книга — CD Book, сетевая книга — E Book.

Однако, усиленно развиваясь в конце 90-х годов минувшего века, они, вопреки оптимистическим прогнозам, с 2000 года стали снижать тиражи. Население планеты все же по прежнему предпочитает покупать привычные бумажные книги. Если посмотреть на структуру издательских расходов в России и их уровень в сравнении со средне мировыми, то, по данным исследования Б.Есенькина и Ю.Майсурадзе, они выглядят так.

Авторский гонорар в России составляет 10 20% от мирового уровня, редакционные расходы (работа над рукописью в издательстве) — 10 15%, расходы на различные сторонние услуги, аренду помещений, электроэнергию — 10%, маркетинг (реклама, промоушн) составляет 50%, а печать, в особенности цветная достигла мирового уровня (что понятно в связи с использованием зарубежных технологий и оборудования).

Стоимость материалов уже превышает мировые цены, причем это превышение достигает 30%! Если учесть, что цены на книги, несмотря на их дороговизну в отечественном представлении, составляют от 5 до 20% от мировых, то очевидно, что в среднем по стране российскому книжному бизнесу с трудом удается оставаться на уровне рентабельности.

Развитию национального рынка может способствовать его интеграция в мировую систему книготорговли, взаимодействие с внешним книжным рынком.

Этот процесс в последние годы ускоряется и расширяется по разным направлениям: путем продажи готовых тиражей книг, изданных в России на иностранных языках и импорта литературы на языке оригинала, за счет уступки прав на издание и переиздание наших книг за рубежом, продажи лицензий на издание произведений российских авторов и приобретения лицензий за рубежом, экспорта литературы на русском языке и т.п.

Этим занимаются внешнеторговые организации, наиболее крупными из которых являются: существующее много лет с советских времен объединение «Международная книга», «Юпитер Интер», «Релод», «Ниола пресс», «Центрком».

Активно занимается продажей иностранных книг Торговый дом «Библио Глобус», объем продаж которого из стран дальнего зарубежья превысил 2 млн. экз., из стран ближнего — 5 млн. экз.

Образованная в 1990 г. компания «Релод», специализирующаяся в основном на образовательной литературе, приобретает свыше 6 тысяч названий книг, имеет отделения в 300 городах России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)