Мотивы увеличения и стабилизации притока ресурсов

Мотив взаимодополняющих ресурсов. Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Компании после объединения будут стоить дороже.

Слияния с целью получения взаимодополняющих ресурсов характерны как для крупных фирм, так и для малых предприятий. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных компаний становятся малые предприятия, так как они способны обеспечивать недостающие компоненты для успешного функционирования первых.

Мотив приобретения крупных контрактов. У новой компании появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты – возможность, которой не обладала ни одна из объединявшихся компаний.

Получение такого контракта обеспечивает оптимальную загрузку мощностей и позволяет реализовать экономию масштабов. Крупнейшие ТНК обладают также достаточной экономической мощью, чтобы лоббировать свои интересы, тем самым становясь еще сильнее.

Мотив преимуществ на рынке капитала. Размер компании, будучи гарантом стабильности, позволяет получать необходимые кредитные средства, от которых зависит дальнейшее развитие компании.  Кроме того, у компании появляется больше возможностей оптимального использования капитала внутри нее самой.

Интересно
Использование трансфертных цен, внутренняя диверсификация капитала, установление в рамках концерна регулируемой конкуренции за капитал – лишь некоторые из возможных сценариев оптимизации работы с капиталом внутри компании.

Мотив монополии.  Порой при слиянии, прежде всего горизонтального типа, решающую роль играет стремление достичь или усилить монопольное положение. Крупная организация обладает рыночной властью, что исключительно важно в современных условиях, когда господствуют различные модели несовершенной конкуренции вплоть до монополии.

Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию.

Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, поскольку выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)