Модель Штакельберга

До сих пор все анализируемые на олигополистическом рынке были симметричными, т.е. компании А и B были одинаковыми в своих действиях. Однако часто на таком рынке компании отличаются друг от друга.  В модели олигополии Штакельберга компании отличаются друг от друга по времени, когда они принимают решения.

В частности, одна компания («зачинщик»), как предполагается, принимает стратегическое решение раньше остальных.

Узнав о новом уровне выпущенной продукции «зачинщика», остальные участники рынка («преследователи») принимают его как данность и решают, каким должен быть объем выпускаемой ими продукции, чтобы в новых условиях их прибыль была максимальной.

Таким образом, в олигополии Штакельберга каждый «преследователь» действует как участник дуополии Курно; каждый, кроме «зачинщика».

Этот «зачинщик» фактически не обращает внимания на объемы выпускаемой продукции остальными участниками рынка, а занимается максимизацией своей прибыли, зная, что каждый «преследователь» будет действовать как участник олигополии Курно, т.е. в соответствии с функцией реагирования Курно.

Олигополия Штакельберга – это отрасль, в которой:

  • на рынке существует несколько компаний, обслуживающих многочисленных потребителей;
  • компании выпускают однородные или дифференцированные виды продукции;
  • одна из компаний («зачинщик») определяет объем выпускаемой ею продукции до того, как все остальные примут решения по этому вопросу;
  • остальные участники рынка принимают объем продукции «зачинщика» как данность и решают, каким должен быть объем выпускаемой ими продукции, чтобы в новых условиях их прибыль была максимальной;
  • существуют барьеры, препятствующие входу на рынок другим участникам.

Данная модель представляет одну из моделей лидерства по цене. Она предполагает, что одно из фирм является признанным ценовым лидером на рынке.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)