Мотивация

Деятельность человека в интернете является новым видом психиче­ской реальности. Она сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, комму­никативной, игровой, творческой).

Одним из важных аспектов психологического исследования ново­го вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции. Индикатором присущих пользователям интернета интересов может служить характер тех телеконференций (ныос-групп), на которые под­писываются пользователи.

При изучении проблемы мотивации поль­зователя представляет интерес вопрос о том, что дает работа в интер­нете для развития личности человека и его общения с другими людь­ми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации.

Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотиваци-онную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень со­ответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распростра­няются на последствия, которые данная деятельность имеет для само­го человека — развивает его возможности, дает новые навыки или, на­оборот, не дает возможностей для самореализации и саморазвития.

Выделяются следующие мотивы:

  1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в ин­тернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодей­ствие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
  2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
  3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуетсяпоиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.
  4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинствовидов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотруд­ничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в ин­тернете служит индикатором корпоративной мотивации.
  5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.
  6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интерне­те каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.
  7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.
  8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

Анализ мотивации пользователей, выявленной в ходе опросов, проведенных исследовательской группой из МГУ, показал некоторую динамику. Основное направление изменений состоит в усилении влияния мотивов, связанных с межличностной коммуникацией, познани­ем.

При составлении текста опросника для изучения мотивации пользователей интернета была использована данная классификация типов мотивации. Уменьшился удельный вес деловых мотивов, свя­занных с использованием чисто профессиональной, программист­ской, служебной, коммерческой информации.

Опросы показали, что значительная часть респондентов считает компьютерные сети необходимым средством обмена различного рода информацией (программной, деловой, коммерческой, научной). Це­левая динамика в деятельности пользователя состоит в усилении межличностной составляющей сетевого общения при некотором уменьшении влияния деловой. Более актуальными становятся цели рекреации, отдыха.

Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность — профессиональный инте­рес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуни­кативно-личностный интерес (знакомство с чужим мнением, дискус­сии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уде­ляться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.

Анализ динамики интересов пользователей по годам показал ус­тойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Возрос пользовательский интерес к телеконференциям, посвящен­ным хобби и юмору.

Относительно стабильны интересы пользователей в отношении научных, политических телеконференций, а также телеконференций по искусству, литературе, культуре, на свободную тему.

Увеличивается число пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; все больше пользователей приходит к мнению, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; многие при­знают интернет как средство достижения жизненного успеха, отме­чают чувство включенности в глобальный информационный про­цесс. Несколько больше пользователей жалуется на потерю времени при работе в интернете.

Существенно меньше пользователей говорят об интернете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия.

Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что интернет отвлекает от реальных дел, требуя слишком много времени.

Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и включением в ми­ровой информационный процесс.

Среди пользователей интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют люди с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи увлечены интернетом настолько, что их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством интернета.

Другую группу составляют пользователи, мотивация которых обу­словлена различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижение статуса и авторитета, компетент­ная помощь, социальное самовыражение). Этих пользователей харак­теризует более деловой подход к интернету.

Они осознают его ограни­чения как формы общения. Работа в интернете для них является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения про­фессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сфе­рах — личностной, познавательной, социальной, профессиональной.

Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реали­зующей более широкие по сравнению с профессиональными лично­стные интересы. Имеет место уменьшение веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей интер­нета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направ­ления, личного общения все больше представлены в системе мотива-ционной регуляции.

Приведенные данные могут помочь определить ожидания поль­зователей относительно конкретного телекоммуникационного про­екта. В частности, доминирование мотивов общения и самовыраже­ния, вероятно, должно убедить разработчиков сайтов в необходимо­сти предоставлять посетителям такую возможность, иначе их сайт будет мало посещаем. Особенно важно учитывать эти данные при проектировании веб-изданий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)