Мотивация
Деятельность человека в интернете является новым видом психической реальности. Она сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, творческой).
Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции. Индикатором присущих пользователям интернета интересов может служить характер тех телеконференций (ныос-групп), на которые подписываются пользователи.
При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает работа в интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации.
Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотиваци-онную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека — развивает его возможности, дает новые навыки или, наоборот, не дает возможностей для самореализации и саморазвития.
Выделяются следующие мотивы:
- Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.
- Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
- Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуетсяпоиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.
- Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинствовидов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в интернете служит индикатором корпоративной мотивации.
- Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.
- Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.
- Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.
- Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.
Анализ мотивации пользователей, выявленной в ходе опросов, проведенных исследовательской группой из МГУ, показал некоторую динамику. Основное направление изменений состоит в усилении влияния мотивов, связанных с межличностной коммуникацией, познанием.
При составлении текста опросника для изучения мотивации пользователей интернета была использована данная классификация типов мотивации. Уменьшился удельный вес деловых мотивов, связанных с использованием чисто профессиональной, программистской, служебной, коммерческой информации.
Усиливается и познавательная активность. Она может иметь различную направленность — профессиональный интерес (изучение новых программ, сервисных возможностей), коммуникативно-личностный интерес (знакомство с чужим мнением, дискуссии на свободные темы). В то же время меньшее значение стало уделяться целям, направленным на бизнес и на участие респондентов в профессиональных телеконференциях.
Анализ динамики интересов пользователей по годам показал устойчивое падение интереса к следующим видам телеконференций: коммерческим, программистским и организационным (служебным). Возрос пользовательский интерес к телеконференциям, посвященным хобби и юмору.
Относительно стабильны интересы пользователей в отношении научных, политических телеконференций, а также телеконференций по искусству, литературе, культуре, на свободную тему.
Увеличивается число пользователей, отмечающих развитие игры и импровизации; все больше пользователей приходит к мнению, что обычное общение утрачивает свою привлекательность; многие признают интернет как средство достижения жизненного успеха, отмечают чувство включенности в глобальный информационный процесс. Несколько больше пользователей жалуется на потерю времени при работе в интернете.
Существенно меньше пользователей говорят об интернете как о средстве пополнения знаний. Таким образом, выявленная динамика сочетает в себе как негативные, так и позитивные последствия.
Негативные последствия связаны прежде всего с тем, что интернет отвлекает от реальных дел, требуя слишком много времени.
Позитивные последствия связаны с развитием игры, творчества, импровизации, достижением жизненного успеха и включением в мировой информационный процесс.
Среди пользователей интернета можно выделить различные типы в зависимости от типа ведущей мотивации. Одну группу составляют люди с выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи увлечены интернетом настолько, что их интересы в значительной степени связаны с неформальным общением посредством интернета.
Другую группу составляют пользователи, мотивация которых обусловлена различными вариантами личностного самоутверждения (аффилиация, самооценка, достижение статуса и авторитета, компетентная помощь, социальное самовыражение). Этих пользователей характеризует более деловой подход к интернету.
Они осознают его ограничения как формы общения. Работа в интернете для них является не личностной целью, а средством самоутверждения и достижения профессиональных, деловых целей. Причем средством универсальным, так как с его помощью возможно самоутверждение в различных сферах — личностной, познавательной, социальной, профессиональной.
Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Имеет место уменьшение веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, рекреационного направления, личного общения все больше представлены в системе мотива-ционной регуляции.
Приведенные данные могут помочь определить ожидания пользователей относительно конкретного телекоммуникационного проекта. В частности, доминирование мотивов общения и самовыражения, вероятно, должно убедить разработчиков сайтов в необходимости предоставлять посетителям такую возможность, иначе их сайт будет мало посещаем. Особенно важно учитывать эти данные при проектировании веб-изданий.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу