Модели поведения фирмы в условиях олигополии

На рынке олигополии выделяют следующие модели поведения фирм. Модель совершенной координации – ее называют картель. Картель – это ассоциация независимых фирм, выпускающих дифференцированную или однородную продукцию.

Интересно
Фирмы, входящие в картель заключают между собой соглашение, в котором определяется стратегия картеля как единого целого. Фирмы в этом случае определяют общий уровень цен, объемы производства, территориально делят рынок сбыта и создают механизм контроля за соблюдением соглашения.

Обязательным условием картельного соглашения является положение, в соответствии с которым, каждый участник картеля должен получать доход не меньший, чем тот, который бы он получал, не участвуя в картеле.

Картель приводит к тем же социально-экономическим издержкам, что и монополия. Картели достаточно неустойчивы, их нестабильность связана с тем, что картель не может законными путями остановить вход на рынок фирм аутсайдеров. 

Картельные соглашения в настоящее время преследуются законодательно, их деятельность относят к недобросовестной форме конкуренции.

В современных условиях на смену картелям пришел тайный сговор, т.е. негласное соглашение между фирмами олигополистами о ценах и объемах продаж. При тайном сговоре возникает монопольное состояние рынка, однако такой сговор еще более неустойчивый чем картель.

Модель нескоординированной олигополии. В данной модели между олигополистами не существует прямых или тайных контактов, не объясняется как устанавливаются цены и определяются объемы выпуска.  В этой модели существует лишь механизм жестких цен.

В такой модели фирмы либо ведут себя одинаково или ведут ценовые войны между собой. Компромиссной моделью между картелем и нескоординированной олигополией является деятельность по принципу «согласование без соглашений».

В этом случае фирмы не заключают между собой никаких соглашений, но подчиняют свою деятельность неписаным правилам, что позволяет избежать юридических преследований и отказаться от ценовых войн.

В этой модели возможны 2 варианта:

  • 1 – ориентировка на ценового лидера;
  • 2 – ориентировка на фирму барометр.

В качестве ценового лидера выступает доминирующая фирма с объемом продаж более 50% от общего объема рынка.

Ценовое лидерство – это форма неявного сговора, при которой фирма лидер устанавливает рыночную цену, а остальные фирмы следуют за ней.

В случае фирмы барометра новую цену устанавливает фирма, наиболее полно отражающая условия данного рынка или пользующаяся доверием конкурентов. Равнение на фирму барометр носит менее устойчивый характер, чем ценовое лидерство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)