Модель (этапы) развития конкурсных отношений

Современное российское конкурсное право предусматривает применение к должнику различных процедур; в целом можно выделить следующую модель (этапы) развития конкурсных отношений.

1. Предварительный (внесудебный) этап. Этап, на котором судебные органы еще не вмешиваются в дела должника, но в любой момент это может случиться, поскольку должник находится в предбанкротном состоянии – его финансовое положение уже пошатнулось, но оснований для применений судебных процедур еще нет (признаки банкротства либо отсутствуют, либо их наличием еще никто не воспользовался).

На данном этапе проводятся так называемые внесудебные процедуры; кроме того, в рамках данного этапа может быть проведено добровольное банкротство (о связанных с этим законодательных проблемах будет сказано ниже). Этот этап продолжается до подачи в суд заявления о банкротстве должника.

2. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Этот этап продолжается недолго – с момента подачи в суд заявления о банкротстве и до принятия заявления судом. На данном этапе судом рассматриваются основания принятия заявления: решаются вопросы о субъектах – как о том, кто подает заявление, так и о том, в отношении кого заявление подается, – имеют ли они право участвовать в конкурсном процессе и на каких условиях; о признаках банкротства – имеются ли они у должника; о применяемом в данном конкретном случае законодательстве и т.д.

Продолжительность данного этапа – 5 дней (в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона судья выносит определение о принятии заявления в течение 5 дней с момента его поступления в арбитражный суд; Закон 1998 г. устанавливал 3-дневный срок). Следует отметить, что на практике нередко проходит гораздо большее количество времени – механизмов воздействия на суд в такой ситуации Закон не содержит.

3. Наблюдение. Наблюдение – процедура, основная цель которой – достижение баланса интересов должника и кредиторов в период, когда, с одной стороны, о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (а о предстоящем судебном разбирательстве известно точно), а с другой стороны, определенные судебные мероприятия еще не начались.

В силу Закона 1998 г. этот этап начинается с момента принятия судом заявления о банкротстве должника и длился до проведения первого заседания арбитражного суда по данному делу. Данное положение Закона 1998 г. (ст. 56) было признано не соответствующим Конституции РФ постановлением КС РФ N 4-П от 12 марта 2001 г., в результате чего наблюдение стало вводиться не в момент принятия заявления, а позже, на специальном заседании суда, цель которого – проверить обоснованность требований кредиторов.

В результате должник защищается от действий недобросовестных кредиторов, но в совершенно незащищенном положении оказываются кредиторы, поскольку недобросовестный должник получает возможность распорядиться активами. Процедура наблюдения является достаточно новой для российского конкурсного права – впервые она была предусмотрена Законом 1998 г. Наблюдение – процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше.

Вмешательство внешнего субъекта – временного управляющего – минимально: он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашивать согласия на определенные сделки).

Управляющий не наделен полномочиями совершать какие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образом вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одной целью деятельности временного управляющего является изучение финансового состояния должника, с тем чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.

В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника – либо о целесообразности приложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимости скорейшей ликвидации юридического лица. Этот вывод делает как управляющий, так и собрание кредиторов, причем от решений последнего во многом зависит дальнейшая судьба должника, т.е. следующая применяемая к нему процедура.

4. Финансовое оздоровление. Эта процедура является новеллой Закона 2002 г., что усиливает защиту должников, предоставляя им дополнительные возможности в конкурсном процессе.

Финансовое оздоровление – восстановительная процедура, которая вводится, если должник имеет возможность без проведения активных экономических мероприятий в течение определенного (достаточно длительного – не более 2 лет) времени расплачиваться с кредиторами. При этом действует руководство должника, полномочия которого ограничены необходимостью получать согласие на определенные сделки и действия у административного управляющего либо собрания кредиторов.

Основными документами финансового оздоровления являются план финансового оздоровления (предусматривающий источники появления средств у должника) и график погашения задолженности (в котором указывается порядок удовлетворения каждого из включенных в реестр требований кредиторов). Финансовое оздоровление может заканчиваться восстановлением платежеспособности, либо переходом к внешнему управлению, либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства.

5. Внешнее управление. Этап реабилитационный, полностью направленный на восстановление финансового состояния должника. Вводится внешнее управление при условии обоснования возможности восстановления, т.е. потенциальной жизнеспособности должника.

Внешнее управление в отличие от наблюдения и финансового оздоровления – этап активных действий по отношению к должнику. Осуществляет эти действия независимый субъект – внешний управляющий, который обладает всеми функциями по управлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей). На этапе внешнего управления должник имеет значительные льготы – в частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служит цели восстановления его деятельности.

Вводится внешнее управление на длительный срок до 24 месяцев (однако действуют важные правила:

  1. совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2 лет;
  2. внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось 18 месяцев).

По окончании этого срока решается вопрос о достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должнику восстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод об этом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворение требований всех кредиторов и продолжение функционирования).

Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходе осуществления процедур внешнего управления).

Если в ходе внешнего управления выявилась невозможность финансового восстановления должника, то осуществляется переход к конкурсному производству (так же, как и в том случае, когда осуществление финансового оздоровления либо внешнего управления было признано нецелесообразным по окончании наблюдения).

6. Конкурсное производство. Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направлены на реализацию имущества должника и прекращение его деятельности. Период конкурсного производства начинается с вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом (такое решение выносится по окончании наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления).

Обращает на себя внимание тот факт, что только с этого момента (т.е. только с начала конкурсного производства) должник может называться банкротом в полном смысле этого слова; если же этот термин употребляют по отношению к должнику на более ранних этапах (что нередко случается), то следует учитывать, что делается это с большой долей условности и является не вполне корректным.

На этапе конкурсного производства действует независимый субъект – конкурсный управляющий; его деятельность направлена на скорейшую реализацию имущества должника, образование конкурсной массы и распределение ее между кредиторами в соответствии с требованиями очередности, соразмерности, пропорциональности.
Завершается конкурсное производство вынесением соответствующего определения арбитражным судом, что является основанием для исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

7. Мировое соглашение. Мировое соглашение – особый этап развития конкурсных отношений; переход к этому этапу допускается на любой из судебных стадий конкурса – наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Мировое соглашение заключается должником (либо арбитражным управляющим) с кредиторами и влечет прекращение производства по делу о банкротстве. По сути мировое соглашение представляет собой многосторонний договор, особенность которого в том, что возможно навязывание одними участниками (обладающими большинством голосов по сумме требований) своей воли другим.

Для сравнения. Законодательствам большинства государств СНГ и стран Балтии в целом свойственно подобное отношение к этапам несостоятельности (банкротства); при этом процедуры могут отличаться от российских как по сути, так и наименованиями. Так, например, Закон Латвийской Республики “О неплатежеспособности предприятий и предпринимательских обществ” содержит указания на проведение санации, банкротства и мирового соглашения; эстонский Закон о банкротстве не называет процедуру наблюдения, но предусматривает назначение временного управляющего, полномочиями которого является обеспечение сохранности имущества должника и осуществление финансового анализа.

Подобным образом поступает Закон Литвы – там назначается администратор, однако особая процедура не проводится. Закон Грузии не выделяет такой этап, как конкурсное производство, а мероприятия, характерные для данного этапа, описаны в гл. IV Закона, которая называется “Завершение производства по делу о банкротстве”. Закон Молдовы не использует термин “внешнее управление”, заменяя его понятием реорганизационные процедуры”.

При этом переход к реорганизационной процедуре осуществляется путем приостановления конкурсного производства, т.е. после признания должника банкротом.
Закон Азербайджана устанавливает подобные положения, называя реорганизационную процедуру санацией. После принятия судом заявления о банкротстве назначается дата судебного заседания, на котором должник признается банкротом, после чего осуществляются ликвидационные мероприятия.

Особенностью данного Закона является то, что, во-первых, до признания должника банкротом по заявлению определенных лиц возможно назначение временного управляющего (термина “наблюдение” Закон не содержит); во-вторых, в любое время (как до признания должника банкротом, так и после, т.е. до окончания ликвидации) возможно ходатайство о проведении санации либо заключении мирового соглашения.

Закон Армении предполагает признание должника неплатежеспособным в момент принятия заявления, что влечет назначение управляющего, полномочия которого сочетают в себе полномочия и временного, и конкурсного управляющего. Закону Армении известны две процедуры – финансовая санация и ликвидация; при этом мероприятия финансовой санации по сути сочетают в себе мероприятия внешнего управления и мирового соглашения.

Закон Украины содержит модель, наиболее близкую российской: судебными процедурами, применяемыми к должнику, являются распоряжение имуществом, санация, ликвидация, мировое соглашение.

Закон Беларуси также в целом воспринимает российскую модель; при этом процедуры называются соответственно “защитный период”, “санация”, “ликвидационное производство”, “мировое соглашение”. Интересно, что данный Закон использует термин “конкурсное право” как синоним термина “конкурсный процесс”.

Закон Узбекистана предполагает осуществление по отношению к должнику внешнего управления и ликвидационного производства; процедуры, аналогичной наблюдению, не проводится.

Интерес представляет решение рассматриваемого вопроса в Республике Казахстан, Закон о банкротстве которой предусматривает проведение наряду с внешним управлением реорганизационной процедуры, которой посвящена гл. IV Закона 1998 г. По сути реорганизационная процедура – меры, применяемые для восстановления платежеспособности коммерческих юридических лиц, в то время как внешнее управление является аналогом российского наблюдения.

В целом на основании анализа законодательных актов государств СНГ и стран Балтии можно сделать вывод о том, что для них характерно как осуществление мероприятий, направленных на сохранение имущества и восстановление платежеспособности должника, так и заключение мирового соглашения. При невозможности данных мероприятий юридическое лицо ликвидируется. Представляется более удобным и целесообразным использование одних и тех же терминов для обозначения подобных мероприятий.

Как было показано, и в России, и в государствах СНГ и Балтии отсутствует единый четкий механизм развития отношений, связанных с неплатежеспособностью должника. Представляется, что наиболее адекватной является следующая модель: принятие судом заявления о банкротстве должника влечет введение наблюдения, в рамках которого проводится специальное заседание суда по проверке обоснованности требований кредиторов; в рамках наблюдения решается вопрос о возможности восстановления платежеспособности, что влечет введение финансового оздоровления, внешнего управления либо конкурсного производства.

Таким образом, модель, принятая российским Законом, в целом представляется целесообразной, однако серьезные проблемы, связанные с введением процедуры наблюдения, нуждаются в рассмотрении и уточнении (подробнее об этом будет сказано ниже).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)