Межэтническая толерантность

Важное цивилизационное изменение в России в последнее время на самом высоком уровне осознается и характеризуется как переход в информационное общество, в условиях которого возникает необходимость овладения принципиально новыми технологиями коммуникативной деятельности.

Интересно
В связи с изменениями, происходящими в современном мире, интенсивным развитием контактов между странами и народами, становлением во всем мире открытого общества, на первый план выдвигаются проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности.

В содержании этнопедагогики как учебном предмете центральное место должно занять развитие коммуникативности, включающей межкультурное взаимопонимание и толерантность в межэтнической коммуникации.

В XXI в. понятие «толерантность» стало международным термином, ключевым словом в проблематике мира. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

В Оксфордском словаре этот термин определяется как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, во французском языке слово «толерантность» означает уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.

В китайском языке быть толерантным — значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

В арабском толерантность — прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим, в персидском (фарси) — терпение, выносливость, готовность к примирению.

В дискуссиях о соотношении этих понятий часто обращаются к различным концепциям толерантности. Одна из них – концепция сосуществования: толерантность служит средством избегания конфликта при преследовании собственных целей и не является ценностью самой по себе.

Позиция толерантности здесь не имеет сильных нормативных оснований, она определяется практической необходимостью. Такая установка не ведет к установлению социальной стабильности в обществе, так как если властная ситуация изменяется в пользу одной из сторон, нет основания для толерантности.

Другую концепцию можно назвать концепцией взаимного уважения. Она исходит из морально обоснованной позиции взаимного признания друг друга субъектами, которые проявляют толерантное отношение друг к другу.

Здесь стороны, высказывающие толерантность, уважают друг друга как автономных моральных личностей, так и равноправных членов правового конституционного сообщества. Еще одну концепцию толерантности можно обозначить как концепцию принятия или уважения ценностей.

Интересно
Она предусматривает более требовательную форму взаимного признания, чем концепция взаимного уважения, так как признает толерантность не только как уважение членов других культурных или религиозных сообществ, но и как оценку их убеждений и практик как этически ценных.

Одни стороны образа жизни принимаются, другие отвергаются, сама же область толерантного определяется ценностями, этически приемлемыми для обеих сторон.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)