Международный рынок космических услуг

423. Все весьма капиталоемкие космические технологии создавались и использовались изначально в основном в военных целях и финансировались за счет государственных бюджетов (СССР, США, Китай, Франция и др.).

Но уже в 1962 г. в США был принят закон о коммерческом использовании американских спутников связи; это послужило началом быстрого развития международного рынка космических услуг. При этом США с самого начала стремились держать этот рынок под жестким контролем.

Эффективным рычагом такого контроля были экспортные ограничения США, действовавшие на поставку в СССР, страны Восточной Европы и целый ряд других государств космической аппаратуры, производимой в США или содержащей компоненты американского производства. США не останавливались и перед применением санкций к странам, заключающим между собой “неодобряемые” США сделки на поставки ракетной техники.

Примером может служить острый международный конфликт, возникший в связи с заключением в 1992 г. между российскими и индийскими предприятиями контракта о поставке в Индию российских криогенных реактивных двигателей. США в связи с этой сделкой ввели запреты на любые торговые операции с индийскими и российскими предприятиями, заключившими контракт.

“Юридически” США обосновали свои санкции несоответствием российско-индийского контракта договоренности 18 западных стран о “Режиме контроля за распространением ракетных технологий”, в которой, между тем, ни Россия, ни Индия не участвовали.

424. Перекрывая такого рода средствами возможности определенным странам, обладающим ракетными технологиями (Россия, Китай, Украина) для беспрепятственного выхода на международный рынок космических услуг, США в качестве “клапана” для такого выхода использовали заключение с этими странами так называемых соглашений о “добровольном ограничении экспорта”, хотя и осуждаемых в рамках системы ГАТТ/ВТО.

Соответственно США заключены были особые соглашения о регулировании торговли услугами в области запусков космических спутников ракетами-носителями с Китаем (1989 г. и 1995 г.), Россией (1993 г. и 1996 г.) и Украиной (1995 г.). Все эти соглашения однотипны, они предусматривают строгие односторонние обязанности названных стран в отношении разрешаемых им запусков коммерческих спутников для пользователей из третьих государств.

Обязанности включают: количества, сроки и орбиты запусков, а также нижние лимиты цен, сравнимых с ценами для аналогичных запусков спутников США и других западных стран. Предусматривался и предварительный контроль США в каждом случае осуществления запуска с полезной нагрузкой (компонентами), требующей выдачи экспортной лицензии США.

Аналогичным образом установлены были ограничения для российских коммерческих запусков космических спутников и в Соглашении 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Таким образом, для наиболее конкурентоспособной высокотехнологичной отрасли российского экспорта на мировом рынке установлен был режим диктата и сдерживания, “право силы”, являющее собой вопиющее противоречие широко пропагандируемой концепции либерализма и свободы конкуренции. Лицо экстравертного протекционизма и неоглобализма без прикрас.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)