История и основные этапы развития сравнительной педагогики

Историю сравнительного образования можно разделить на несколько основных этапов развития сравнительной педагогики, основанных на характеристике вида деятельности.

  • Этап, где главными были рассказы путешественников – так называемый период путевых заметок (от древности до 1817 года).
  • Этап появления первых исследователей (с 1817 по 1900 год) – выборочное заимствование.
  • Этап философов (озабоченность культурным контекстом) – с 1900 до конца Второй мировой войны в 1945 году.
  • Этап развития социальной науки (с 1945 до конца ХХ века).
  • Современные тенденции.

Важно отметить, что этапы, используемые для обозначения изменений в историческом развитии дисциплины, ретроспективны и накладываются друг на друга. Их нельзя рассматривать как точку конкретного или внезапного поворота в истории развития. Все изменения происходили постепенно. При этом переход на новый этап не означал полного разрыва с предыдущим.

Этап путевых заметок

Этот период охватывает время от древности до примерно 1817 г., когда Марк Антуанн Жульен (Парижский) опубликовал свою знаменитую работу «План и предварительные взгляды на работу в сравнительном образовании». До этого времени работы по зарубежным системам образования представляли собой просто описания иностранных образовательных систем лицами, которые совершали поездки по другим странам с совершенно разными целями: для торговли, из любопытства или по причине военного конфликта. Некоторые из таких путешественников, интересуясь воспитанием детей или образованием, изучали то, что происходило в тех общинах, которые они посещали. Основным мотивом для таких работ были любопытство и необходимость сравнения. К работам такого рода относятся труды Ксенофонта, Цицерона, Платона, Тацита, Юлия Цезаря, Марко Поло, Маттео Риччи, Уильяма Петти.

Этап постановки проблемы сравнительной педагогики

Последствия французской революции, промышленная революция, аграрная революция и процесс колонизации характеризовали XIX век в Европе. Большинство реформаторов образования того времени были обеспокоены социальными и политическими условиями революции и реакциями в начале этого столетия. В образовании они увидели возможность морального совершенствования и социального улучшения. Возникла необходимость в создании какого-то способа обмена лучшими идеями и практикой. Это привело к существенному изменению подхода в развитии сравнительной педагогики, предлагающего систематический и всеобъемлющий сбор данных и возможность выборочного заимствования в системе образования.

Особенности развития в XIX веке

Этот период был ориентирован на разработку методологии и систематических правил, которые необходимо было соблюдать при изучении сравнительной педагогики. Начало этому периоду положила работа Марка Антуанна Жульена.

Он стремился разработать методологию или систему правил, которые следует соблюдать при изучении иностранных систем образования, найти способ извлечь уроки из иностранных систем с целью заимствования идей. В этот период предпринимались серьезные попытки наблюдения и изучения других систем образования. Теперь исследователи путешествовали не просто из праздного любопытства. Они хотели узнать, что происходит в образовании в других странах, чтобы заимствовать аспекты с целью улучшения своих собственных образовательных систем. В этот период большое значение имела деятельность Петра I, Горация Манна, Джозефа Кея, Меттью Арнольда, Льва Толстого, Константина Ушинского. 

Этап сравнения культурного контекста

Публикация в 1900 году коротких эссе Майкла Сэндлера (1861-1943 гг.) открыла новый этап сравнительных исследований в области образования. Хотя намеки на этот подход можно обнаружить в работах писателей в предыдущие годы, в частности, Мэтью Арнольда в Англии, Вильгельма Дильтея в Германии и других, с этого момента открываются новые перспективы для сравнительного образования. Они приобрели более всеобъемлющий, аналитический и объяснительный потенциал. В рамках этого подхода конкретные образовательные системы, которые изучает сравнительная педагогика, рассматривались как результат идентифицируемого набора исторических и социальных сил и факторов. Школы, как утверждалось, можно было изучать только как интегральную часть общества, в котором они развивались. Отдельные части не могли быть извлечены из образовательного контекста, а школьную систему нельзя было рассматривать отдельно от общей культурной среды.

Первые работы, написанные на этом этапе, многократно обращали внимание на историческое и политическое развитие за пределами школы. Тенденции к аналитическим исследованиям взаимосвязи между образованием и обществом стали общепризнанными. В своих исследованиях компаративисты учитывали особенности, существующие в системах образования, с точки зрения сил и факторов, которые их формировали. К этому периоду относится деятельность Уильяма Т. Гарриса, Вильгельма Дильтея, Майкла Сэдлера и других.

Этап развития социальной науки

После 1945 года резко возрос интерес к сравнительному образованию. Особенно это затронуло два основных аспекта.

  1. Работа новых и влиятельных национальных и международных организаций, связанных исследованием, планированием и реализацией программ образования. При этом большое значение придавалось различным международным проектам.
  2. Повышенная активность в изучении и преподавании сравнительной педагогики как дисциплины в колледжах, университетах, создание исследовательских центров. Все это указывает на сдвиг акцента на социальные науки.

Современные тенденции

В настоящее время развитие сравнительной педагогики характеризуется двумя одинаково сильными тенденциями. Во-первых, устойчивостью процесса расширения предметного поля науки. Национальное государство остается наиболее распространенной единицей анализа, однако при этом сфера деятельности расширяется на более крупные (глобальный, региональный) и более мелкие (государственный, районный, классный, индивидуальный) уровни анализа. Во-вторых, парадигма, характерная для периода начала прошлого столетия, остается доминирующей. При этом существует много возможностей для ее расширения не только с точки зрения большего количества уровней анализа, но также с точки зрения методов и тем изучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)