История и основные этапы развития сравнительной педагогики
Историю сравнительного образования можно разделить на несколько основных этапов развития сравнительной педагогики, основанных на характеристике вида деятельности.
- Этап, где главными были рассказы путешественников – так называемый период путевых заметок (от древности до 1817 года).
- Этап появления первых исследователей (с 1817 по 1900 год) – выборочное заимствование.
- Этап философов (озабоченность культурным контекстом) – с 1900 до конца Второй мировой войны в 1945 году.
- Этап развития социальной науки (с 1945 до конца ХХ века).
- Современные тенденции.
Важно отметить, что этапы, используемые для обозначения изменений в историческом развитии дисциплины, ретроспективны и накладываются друг на друга. Их нельзя рассматривать как точку конкретного или внезапного поворота в истории развития. Все изменения происходили постепенно. При этом переход на новый этап не означал полного разрыва с предыдущим.
Этап путевых заметок
Этот период охватывает время от древности до примерно 1817 г., когда Марк Антуанн Жульен (Парижский) опубликовал свою знаменитую работу «План и предварительные взгляды на работу в сравнительном образовании». До этого времени работы по зарубежным системам образования представляли собой просто описания иностранных образовательных систем лицами, которые совершали поездки по другим странам с совершенно разными целями: для торговли, из любопытства или по причине военного конфликта. Некоторые из таких путешественников, интересуясь воспитанием детей или образованием, изучали то, что происходило в тех общинах, которые они посещали. Основным мотивом для таких работ были любопытство и необходимость сравнения. К работам такого рода относятся труды Ксенофонта, Цицерона, Платона, Тацита, Юлия Цезаря, Марко Поло, Маттео Риччи, Уильяма Петти.
Этап постановки проблемы сравнительной педагогики
Последствия французской революции, промышленная революция, аграрная революция и процесс колонизации характеризовали XIX век в Европе. Большинство реформаторов образования того времени были обеспокоены социальными и политическими условиями революции и реакциями в начале этого столетия. В образовании они увидели возможность морального совершенствования и социального улучшения. Возникла необходимость в создании какого-то способа обмена лучшими идеями и практикой. Это привело к существенному изменению подхода в развитии сравнительной педагогики, предлагающего систематический и всеобъемлющий сбор данных и возможность выборочного заимствования в системе образования.
Особенности развития в XIX веке
Этот период был ориентирован на разработку методологии и систематических правил, которые необходимо было соблюдать при изучении сравнительной педагогики. Начало этому периоду положила работа Марка Антуанна Жульена.
Этап сравнения культурного контекста
Публикация в 1900 году коротких эссе Майкла Сэндлера (1861-1943 гг.) открыла новый этап сравнительных исследований в области образования. Хотя намеки на этот подход можно обнаружить в работах писателей в предыдущие годы, в частности, Мэтью Арнольда в Англии, Вильгельма Дильтея в Германии и других, с этого момента открываются новые перспективы для сравнительного образования. Они приобрели более всеобъемлющий, аналитический и объяснительный потенциал. В рамках этого подхода конкретные образовательные системы, которые изучает сравнительная педагогика, рассматривались как результат идентифицируемого набора исторических и социальных сил и факторов. Школы, как утверждалось, можно было изучать только как интегральную часть общества, в котором они развивались. Отдельные части не могли быть извлечены из образовательного контекста, а школьную систему нельзя было рассматривать отдельно от общей культурной среды.
Первые работы, написанные на этом этапе, многократно обращали внимание на историческое и политическое развитие за пределами школы. Тенденции к аналитическим исследованиям взаимосвязи между образованием и обществом стали общепризнанными. В своих исследованиях компаративисты учитывали особенности, существующие в системах образования, с точки зрения сил и факторов, которые их формировали. К этому периоду относится деятельность Уильяма Т. Гарриса, Вильгельма Дильтея, Майкла Сэдлера и других.
Этап развития социальной науки
После 1945 года резко возрос интерес к сравнительному образованию. Особенно это затронуло два основных аспекта.
- Работа новых и влиятельных национальных и международных организаций, связанных исследованием, планированием и реализацией программ образования. При этом большое значение придавалось различным международным проектам.
- Повышенная активность в изучении и преподавании сравнительной педагогики как дисциплины в колледжах, университетах, создание исследовательских центров. Все это указывает на сдвиг акцента на социальные науки.
Современные тенденции
В настоящее время развитие сравнительной педагогики характеризуется двумя одинаково сильными тенденциями. Во-первых, устойчивостью процесса расширения предметного поля науки. Национальное государство остается наиболее распространенной единицей анализа, однако при этом сфера деятельности расширяется на более крупные (глобальный, региональный) и более мелкие (государственный, районный, классный, индивидуальный) уровни анализа. Во-вторых, парадигма, характерная для периода начала прошлого столетия, остается доминирующей. При этом существует много возможностей для ее расширения не только с точки зрения большего количества уровней анализа, но также с точки зрения методов и тем изучения.
- Зарубежные системы подготовки кадров и управления профессиональным образованием
- Управление образованием в России и за рубежом
- Мировой и отечественный опыт инклюзивного образования
- Новый инструмент современного образования
- Феномен исследовательского университета (ведущего вуза)
- Подготовка педагогических кадров за рубежом
- Проблемы организации, содержания, структуры, кадров и управления образовательными системами
- Изменяющийся контекст современного образования
- Образование и культура мусульманского Востока в рамках религии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу