Методологические основания и методы социальной психологии

Методологию социальной психологии можно кратко охарактеризовать как систематизированную совокупность приемов исследования и средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социально-психологических явлений.

Социально-психологические теории не имеют той логической строгости и определенности, которая присуща естественным наукам. Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации. Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Эти объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ либо эти границы сильно размыты, а зачастую условны, воображаемы, конвенциональны или итуальны.

Само понятие факта также достаточно размыто. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психологические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение субъекта к опросу и другие моменты, влияющие на качество добываемой информации.

Существуют различные классификации социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию.

Социально-психологическое исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных
фактом их включения в социальные группы, а также психологическими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специфика объясняется:

  • использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей);
  • социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
  • неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
  • обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей;
  • связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

  • характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
  • характеристики индивидуального и группового сознания;
  • характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности;
  • отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являются междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках. Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки. Существуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).

Метод наблюдения используется в целях сбора предварительного материала, а также для контроля полученных эмпирических данных. Выделяют стандартизированную и нестандартизированную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель является ее полноправным членом. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимо­действия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Главный недостаток включенного наблюдения связан с
воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе и интерпретации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые
(в естественных условиях) и лабораторные (в условиях эксперимента).

Основными недостатками метода принято считать:

  • высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
  • преимущественно качественную интерпретацию результатов наблюдения;
  • относительную ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения достоверности получаемых данных связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств, тренировкой наблюдателей.

Метод анализа документов является разновидностью анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на электронных носителях (В.А. Ядов).

У. Томас и Ф. Знанецкий впервые в социальной психологии применили этот метод как основной, изучая феномен социальной установки. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации задается исходя из цели изучения и места документов в общей программе  исследования.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 1930— 1940-х гг. в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные процедуры разработаны Г. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом.

Метод опроса находит широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных:

  • опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
  • заочный опрос — анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Области применения опроса в социальной психологии:

  • на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария;
  • как средство уточнения, расширения и контроля данных;
  • как основной метод сбора эмпирической информации.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании: стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагается наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата респондентов и его доступностью. Хотя информация, получаемая анкетированием, как правило, менее глубокая по сравнению с данными интервью.

Метод социометрии относится к инструментарию собственно социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике — диагностика межличностных и межгрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают особенности социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов групп. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально­ непосредственных отношений внутри малой группы.

Метод групповой оценки личности — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе опроса ее членов. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии. Метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. На методическом уровне метод групповой оценки личности есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов).

Тесты — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в общей психологии, справедливы и для социальной психологии (Г.М. Андреева). Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных, межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности.

Аппаратурный метод способствует развитию экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей. Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы.

Эксперимент имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках, и исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей. Метод
эксперимента предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией в целях установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют:

  • моделирование явлений и условий исследования;
  • активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных);
  • измерение реакций испытуемых на это воздействие;
  • воспроизводимость результатов.

Принято считать метод эксперимента наиболее строгим и надежным при сборе эмпирических данных. Однако использование эксперимента как единственного метода привело США в 1970-е гг. к кризису социальной психологии. Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, т.е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, в естественные условия.

Моделирование предполагает конструирование второй реальности (модели), обеспечивающей возможность выяснить соотношения некоторых сторон объекта, прогнозировать его дальнейшее развитие. Социально-психологические исследования проводятся не только для исключительно научных целей, но и для решения каждодневных практических проблем общностей людей. Для этого используются методы коррекции и терапии, которые позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, оказывать помощь психике людей (терапию) средствами оптимизации взаимодействия между ними.

К числу комплексных практических задач, стоящих перед социальной психологией, относятся оптимизация личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшение планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией и принятия решений. Для решения подобных задач социальные психологи разрабатывают различные средства мотивирования и управления, способствующие побуждению субъектов к деятельности и обеспечивающие оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения знаний, навыков и умений. Эти методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы или самой группы в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)