Методологические и прикладные проблемы исследования массовидных явлений

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева, М.Г. Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, А.Р. Лурия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф . Поршнев и др.

Выделяются следующие вопросы:

  • какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
  • какова психологическая структура больших групп (элементы, их соподчинение, взаимосвязи);
  • каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в груп­пу, с элементами групповой психологии;
  • каковы методы изучения всех этих явлений (Г.М . Андреева).

По мнению Г.Г. Дилигенского, психология больших групп исследует особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; рассматривает группы как субъекты действия. Главным предметом изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально­-психологической, исследование путей, способов и механизмов перехода от первых ко вторым.

Согласно классификации Г.Г. Дилигенского, в истории общества социальные группы проходят ряд уровней развития.

Первый уровень типологический. Характеризуется объективным сходством членов группы по каким-то признакам, которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не служат основанием для создания психологической общности. Это совокупность, но не единство индивидов.

Второй уровень развития социальной группы — это идентификация, при которой ее члены осознают свою принадлежность к данной группе.

Третьим является уровень солидарности, или интегрированности, что предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей; осознается общность интересов.

Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует.

В качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, Г.Г. Дилигенский выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании
членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отличить от «чужих». Таковыми считаются, например, признаки расы, языка, пола.

На уровень развития общностей влияет характер внутри- и межгрупповых коммуникаций. Средства массовой информации, например, объединяют ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.

Цементирующим признаком социально-психологической общности является идеология. Объединения людей в борьбе с угнетателями, колонизаторами, для защиты отечества возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, стимул к объединенным действиям.

Важное место в системе факторов, определяющих социально­-психологическую общность группы, занимают ее общественно-исторический опыт, идеология, практика коллективного действия.

Психические явления в больших группах могут быть отнесены к тем же сферам психики, которые выделены в общей психологии: когнитивная, потребностно-мотивационная, аффективная и регулятивно-волевая. В психологии больших групп эти сферы приобретают специфические особенности.

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях отражают социальные процессы, статус групп в системе общественных отношений, уровень духовной жизни общества. Общественно­ исторические процессы определяют специфику познавательных процессов. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления. Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. В когнитивной сфере возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общественной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интересами, установками, идеалами. Большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни. Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида: потребности группы как системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные потребности.

Для изучения психологии больших групп важно понимание соотношений индивидуальных и коллективных потребностей.

В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований.

Существенное место в мотивационной сфере занимают жизнен­ные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей.

Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии и включенные во все сферы психики.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения: это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей.

Общественные настроения являются одним из важных феноменов психологии больших групп. В них отражаются и переживаются отношения и оценки людьми объективных процессов и психических феноменов. В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными Б.Д. Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологических) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты и формы. Необходимо различать термины  «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движения».

Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных общественно-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад — это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.

Традиции — это исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы воспроизведения определенных социальных правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобряемых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являются символами ценностей, выработанных общностью, приучают уважать их.

Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, является предрассудок. Это укоренившееся в обществе мнение, не имеющее разумного доказательства и строгого подтверждения и относящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным правилам. Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассудки в той или иной степени присущи большинству социальных общностей.

Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальных групп является образ их жизни. Это совокупность устоявшихся, типичных для определенных социально-экономических условий форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сферах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и людям, себе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)