Методика обучения описанию игрушек и натуральных предметов

Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи. Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки, неуклюжий. С широко открытыми глазами утенок.

Для описания могут использоваться также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья), сезонные явления (ледоход, листопад), интерьер групповой комнаты. В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д.

Например: умывальные, туалетные, швейные и школьные принадлежности, посуда и кухонная утварь. Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоционально-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий. В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике. После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов. По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: в средней группе – описание по памяти; в старшей – описание на основе воображения.

Объектами описания по памяти могут быть любимые игрушки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства. Обучение детей описанию по памяти опирается на опыт детей как коллективный, так и личный. Задача воспитателя – помочь детям вспомнить объект описания и его признаки.

Обучению описания на основе воображения может быть посвящено целое занятие. Например, занятие на тему «Сереже подарили новую игрушку». Однако чаще описание включается в сюжетные рассказы (описание персонажей, одежды, обуви, интерьера помещения, места действия и т.п.).

Методы обучения описанию игрушки, придуманной ребенком, во многом сходны с методами описания из опыта, однако есть и существенные различия. Прежде всего они заключаются в формулировке задания. В первом случае – «вспомни и опиши», во втором – «придумай и опиши». Суть обучения состоит в постепенном приобщении детей к созданию новых образов. Малышей следует учить представлять предметы, отталкиваясь от одного видимого признака.

Например: «Волшебный кружок прикатится к тому, кто придумает, на что или на кого он похож?» В течение года дети много раз придумывают, на что похожи кружки разных Цветов, фигурки разных форм (треугольники, квадраты, овалы), палочки разной длины. Это своеобразная подготовка к созданию образа, имеющего не один, а несколько признаков.

В средней группе дети придумывают образ человека на основе его схематического изображения. Вначале они совместно решают, кто это будет (мальчик или девочка), придумывают человечку имя, выбирают для него цвет глаз, волос, решают, во что он будет одет, и т.д. Педагог по ходу беседы делает зарисовки, и человечек постепенно «обрастает плотью». Зарисовки закрепляют алгоритм создания образа, последовательность описания человека. По схеме дети придумывают и описывают сказочный домик, сказочное дерево.

По технологии О. М.Дьяченко придумывание и описание новых образов являются частью обшей работы по сочинению «интересных историй».

Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа. Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий). Для развития наблюдательности используются дидактические игры. «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др.

Для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), синонимов («Веревка крепкая. Как сказать по другому? Прочная»), антонимов (глубокий – мелкий).
Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях.

Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т.е. сенсорного обследования, включающего:

  • восприятие предмета в целом;
  • вычленение его характерных особенностей;
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
  • вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
  • повторное целостное восприятие предмета. Возможны и другие варианты последовательности.

Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Описание строится по вопросам педагога. Используются раз личные вопросы:

  • прямые («Какого цвета утенок?»);
  • подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видел! желтого игрушечного утенка?»);
  • поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);
  • побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).

После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. По мнению Э. П. Коротковой, рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.

Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу. Образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого развития детей.

По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по тану воспитателя. Сначала план состоит из 2-3 вопросов («Сначала расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?».

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы.

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись.)

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и другие, – в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

1. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков.

Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик):

  1. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).
  2. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
  3. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой – одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках или за спиной.
  4. Использование схем, моделей.
  5. Чтение художественных произведений.
  6. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будете рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описания будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».
  7. Оценка детскихрассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследования показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходящую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. Например: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было трудно. Попробуй еще раз».
    Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы (старание, последовательность, удачные слова и обороты и т.д.). Оценка должна быть краткой и содержательной. В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к взаимооценке.
  8. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)