Место поведенческой теории в исследовании переходных педагогических процессов

В исследовании проблемы переходных педагогических процессов необходимо использовать не только достижения указанных психологических теорий, но помимо их целесообразно также опираться на позитивные стороны зарубежных психологических теорий, в частности на продуктивные идеи необихевиористской или поведенческой теории.

Основоположники бихевиористской теории Б.Ф. Скинер, Э. Торндайк и другие в качестве основных законов усвоения накопленного человеческого опыта называют закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.

Схему организации механизма усвоения знаний они представляют формулой

S – R – Р,

где S – стимул; R – реакция; Р – подкрепление правильного ответа.

Требование Б.Ф. Скинера, в котором отражена специфика обучения человека, состоит в подчеркивании важности логической строгости и последовательности изложения.

Интересно
Знание, которое надо получигь в конце обучения, не может быть сформировано сразу в окончательном виде, поэтому его надо формировать по отдельным шагам, элементам. Разбивка процесса учения на мелкие шаги призвана обеспечить с самого начала правильное выполнение реакции.

Закрепление реакции достигается немедленным подкреплением правильного шага (реализация закона эффекта).

В табл. 2 дано сравнение психолого-педагогической направленности традиционного образования и обучения на основе поведенческой теории.

Место поведенческой теории в исследовании переходных педагогических процессов

В исследовании С.В. Пивневой в рамках необихевиористской теории было предложено дополнительно ко всем внутренним переменным учитывать такую динамическую личностную переменную, как притязание. Исследование закономерностей уровня притязания дает возможность делать некоторый прогноз реакций поведения человека.

Притязания – это желаемый личностью уровень достижения в деятельности. Уровень притязания (УП) понимается как уровень трудности выбираемой субъектом цели.

Такое общее понимание уровня притязания достаточно прочно удерживается за рубежом, оно же является основой и в отечественной психологии.

Динамика уровня притязания происходит лишь в интересной и значимой для человека деятельности, поскольку УП – это максимальный успех, на который рассчитывает и которого добивается человек в том или ином виде деятельности.

При адекватном УП после успеха уровень притязания повышается или остаётся прежним, т. е. человек выбирает более трудную цель, после неуспеха УП понижается, если он относил неудачу к собственной личности.

Приёмами повышения уровня притязания можно увеличить эффективность формирования навыков самостоятельности в учебной деятельности.

Современные исследователи прослеживают соотношение УП с особенностями личности субъекта, его интеллектуальными и волевыми качествами, возрастом и полом.

В числе личностных детерминант выбора цели исследователи называют честолюбие, чувство собственного достоинства, смелость перед  лицом действительности, самонадеянность, самоутверждение, а также предусмотрительность, осторожность, настойчивость, непостоянство, особенности мотивации.

Очевидно и обратное. Управляя формированием качеств личности, можно достичь оптимизации уровня притязаний.

Действие мотивации на УП впервые описал Дж. Фрэнк, постулировавший существование трёх специфических потребностей: удерживать притязания на большой высоте, ставить цели, близкие к реальному исполнению, и избегать неудач. Эти потребности формируют констелляции выборов, стабильные во времени и в разных видах деятельности.

В ряде исследований прослеживается соотношение УП и характеристик интеллекта. Как выясняется, чем выше интеллектуальные возможности личности, тем выше УП и, наоборот, чем выше УП, тем выше интеллект.

При отдельных формах интеллектуального снижения нередко встречается неадекватно высокий УП Одним из результатов анализа притязаний в связи с индивидуальными различиями является изучение корреляций параметров УП со свойствами темперамента.

Исследователи обращают внимание на зависимость УП от эмоциональной устойчивости, импульсивности, силы нервной системы.

К. Левин обсуждает еще ряд факторов, влияющих на притязания, – это социально-экономические условия, привычный успех-неуспех, временная перспектива, чувство реализма субъекта.

В частности, то, как высоко индивид может наметить цель и устойчиво держаться вблизи уровня реальности, – один из наиболее важных факторов эффективности деятельности субъекта.

К. Левин пишет, что переживание успеха возникает не только при реальном достижении цели, но и при приближении к ней и даже при простой постановке социально одобряемых задач, что особенно важно в процессе обучения. Исследования УП находят применение в педагогике и педагогической психологии, экономике, индустриальной, социальной и юридической психологии, спорте, психологии управления и т. д.

Несомненно, следует учитывать УП и при управлении переходными педагогическими процессами в системе непрерывного образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)