Механизмы регулирования социальных конфликтов

Таким образом, в функционировании каждой общественной формации можно выделить две противоположные стороны:

1) для нормального развития общество нуждается в эффективной и динамично развивающейся экономике;

2) общество должно сохранять справедливое распределение произведенного и обусловленную им стабильность с помощью государства и права.

Эти противоположности образуют диалектическое противоречие и социальные конфликты, выступающие внутренним источником развития обществ. В экономических и политических

формациях возникло два противоположных механизма регулирования данного противоречия и социальных конфликтов.

Политические формации основаны на подавлении свободы личности, подчинении ее государству, что порождает скрытые и подавляемые социальные конфликты: идеологические, политические, экономические.

Основу развития политических формаций образует постепенное, доходящее до предела в тоталитаризме (советизме, фашизме, нацизме) подавление личности, превращение ее в винтик государственного Левиафана.

В политических формациях (и обществах), к которым относится Россия, сформировался механизм разрешения этого противоречия и социальных конфликтов, связанный прежде всего противоречием между интересами правящей элиты (и имперского государства) и ресурсами общества – материальными, людскими, духовными:

1) в фазе динамичного развития общественного производства происходит концентрация власти и ресурсов в руках деспотического государства, которое в короткие сроки и затратно («Мы за ценой не постоим») совершает скачкообразное развитие от одного качества общества к другому;

2) затем наступает период застоя в деятельности правящей элиты и госвласти, экстенсивного развития, падения эффективности общественного производства, улучшения жизни народа.

За это время происходит разложение правящей элиты, начинается распад государства, как правило, в условиях новых исторических вызовов;

3) в результате возникает народное возмущение, социальный взрыв, ликвидация прежней элиты и становление новой. И затем все повторяется.

Здесь противоположностью деспотической власти от имени народа выступают народные активисты (Болотников, Разин, Пугачев), либералы, социалисты (декабристы, большевики, диссиденты и т.п.).

Деспотической власти они противопоставляли энергию народной воли, бунта, свободомыслия, уравнительной справедливости.

В экономических формациях существует другой механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон функционирования формации, механизм политической демократии, выражающийся в наличии в политической надстройке общества правых и левых партий.

Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое в данных условиях распределение произведенных благ, углубляется социальное неравенство, возмущение трудящихся и политическая нестабильность (дезорганизация).

В результате выборов к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Возникает снижение эффективности общественного производства.

Таким образом, борьба (социальные конфликты) политических сил в надстройке экономической формации выступает механизмом разрешения и урегулирования сложнейших противоречий и социальных конфликтов общества в его экономическом базисе (экономических конфликтов).

Этот механизм, не без сбоев в виде фашизма и нацизма, действует в течение последнего столетия. Демократические свободы (слова, манифестаций, печати, объединений, партий) – это средства и инструменты борьбы с властью демократического сообщества, средства разрешения идеологических, политических, экономических социальных конфликтов.

Россия представляет собой типичное политическое общество (общество с политической формацией), в котором базисом выступает не экономика (как в экономической формации и обществе), а политика (государство и право) и подавление личности и свобода государства.

Поэтому «политический формационный дом» России существенно отличен от «экономического формационного дома» стран США и Западной Европы и похожих на нее обществ.

Если США и Европа прошли формационные стадии античности, феодализма, марксовского капитализма, то Россия прошла общинно-княжескую (боярскую), государственно-крепостническую (вотчинную), пролетарско-социалистическую (советскую) стадии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)