Массовые общности и социальные группы

Массовые общности характеризуются отсутствием непосредственного общения в рамках большой численности (шахтеры, транспортники, учителя и т.п.); относительно слабой сплоченностью (аморфностью); входят в состав общества (или человечества – как этносы).

Массовые общности состоят из социальных групп. Часто понятия «общность» и «группа» употребляются в одном значении – объединение людей.

Социальные группы представляют собой объединения людей с устойчивым (регулярным) взаимодействием в процессе какой-то деятельности, высокой степенью сплоченности (общности потребностей, чувств и взглядов), вхождением в массовые общности.

Разные социальные группы воспринимают друг друга как «свои» или «чужие» по характеру труда, манере поведения и одежды, содержанию и стилю разговора, форме досуга и политическим пристрастиям и т.п.

Социальные группы делятся на малые (до 20 человек) и большие (свыше 20 человек). Малые (первичные) социальные группы – это студенческая группа, трудовая бригада, спортивная команда и т.п. и большие (вторичные) – студенты факультета, коллектив цеха, спортсмены какого-либо клуба и т.п.

Если малые социальные группы образуются в результате непосредственного, эмоционального, деятельного взаимодействия индивидов, то большие – в результате опосредованного, формального, организационного взаимодействия.

Важнейшей первичной социальной группой (а также и институтом) общества выступает семья, в которой происходит воспроизводство и социализация людей.

Социальные (массовые) общности различаются между собой по главному признаку, выделяющему их в обществе:

1) возрастные группы (молодежь и пенсионеры) – различаются своим социальным опытом (идеологическим, политическим, экономическим, трудовым). Одни (например, революционеры) принимают настоящее и особенно будущее, а другие – консерваторы, отрицают будущее во имя прошлого;

2) экономические общности (классы) – различаются своим местом в системе экономики и власти, власти, психологией и мировоззрением.

У классов субъективные признаки (психология и мировоззрение) обусловлены во многом их местом в системе экономики, например, буржуазия и пролетариат. Для классов важнейшими являются политические и экономические интересы;

3) профессиональные группы – различаются характером трудовой деятельности (шахтеры, крестьяне, учителя и т.п.), профессиональными интересами;

4) национальные группы – различаются национальным самосознанием, языком, психологическим складом, традициями и обычаями, национальными интересами;

5) религиозные группы – различаются исповедуемой ими религией, религиозными интересами, типом культовых обрядов и т.п.;

6) городское и сельское население – различаются укладом жизни. Существует множество и других социальных групп.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)