Массово-коммуникационные средства журналистики

Если для пражурналистики были специфичны устные и рукописные формы фиксации сообщения, то собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации (лат. communicatio — «сообщение», «средства сообщения»).

Это пресса (средство распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (средство звуковой информации с помощью электромагнитных волн), телевидение (средство звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн), Интернет (средство передачи мультимедийного контента по различным каналам связи, в том числе телефонным, с использованием компьютер- ной техники), а теперь и беспроводная мобильная телефония.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возник- ли четыре подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, интернет-СМИ, другие коммуникационные системы, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, сетевых изданий разного типа, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде всего в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) при- обрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и т.д., что непринципиально) с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте.

Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радиотелевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников») способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места произведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений).

Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем мес- те (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже, и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благо- даря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «из- влечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция неинтересующей передачи и т.д.).

При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п.

Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и важными носителями массовой информации. Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации.

Если телевидение и радио, а особенно кибержурналистика способны передавать информацию в высшей степени оперативно, а при нужде практически непрерывно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах).

Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств коммуникаций), что сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем».

Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране и миру.

Хотя многие издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов) практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не менее в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории полу- чает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-третий день.

Повышает оперативность доставки прессы создание сетевых версий оффлайновых изданий и собственно интернет-изданий (онлайновых газет и журналов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)