Массово-информационная природа СМИ

В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio — «осведомление», «изложение», «сообщение») является базисным. (Такую роль, например, в теории искусства играет «образ», в политэкономии — «товар» и т.д.)

Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности.

Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации.

Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решается все многообразие задач, стоящих перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом.

Поэтому журналистику и называют «средства массовой информации». И понятие «информация» кажется очень простым (что проще информации как сообщения!). Но внешне «самое простое» на самом деле — «информация!» — это огромной сложности явление.

Поэтому прежде всего важно увидеть многообразие «информационных запасов» личности.

Массовая информация наряду со специальной, в том числе уникальной специальной (соответствующей характеру и результатам профессиональной деятельности), и индивидуально-личностной (включающей часто скрываемые от других сведения и чувствования, возникшие на базе уникального личного опыта), создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности. Таким образом, «информационные запасы» человека как бы «триедины», причем в их своеобразном для каждого сочетании, взаимоотношениях и «внешних» проявлениях. Схематически это можно представить так:

Поэтому при рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них — сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» (в обоих составляющих понятия) как начальной категории и всей системы знаний о журналистике.

Во-первых — это многозначность употребления в повседневной жиз- ни (в том числе и журналистами) слова «массовая» применительно к информации.

Основное значение понятия «массовая» — это характеристика чего-то большого количественно, рассчитанного на многих, широко распространенного. Однако вместе с тем иногда понятие «массовая» употребляется для обозначения продукта, созданного путем поточного производства.

Такова «массовая продукция» (хотя не обязательно она бывает низкого качества).

А в словосочетании «массовая культура» понятие «массовая» часто обозначает низкопробный «ширпотреб», рассчитанный на нетребовательный вкус продукт духовного производства (хотя «массе» желательно предоставлять качественный информационный продукт).

Нельзя не настаивать на том, что употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» объективно теряет негативные оттенки (хотя это не значит, что те или иные издания или программы субъективно не могут быть вульгарными, низкопробными, оболванивающими аудиторию).

«Массовая» информация обладает совокупностью ряда значений:

  • направленность на массу (редко «на всех», чаще всего какую-то группу — классовую, региональную, профессиональную, возрастную и т.д.) при отсутствии непосредственного контакта входящих в нее и независимо от ее величины и пространственной рассредоточенности;
  • соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагиваю- щей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы и обеспечивающей ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
  • забота о создании единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции с приближением к общечеловеческим суждениям и нормам; впрочем, надо учитывать, что увеличение потока и разнообразия массовой информации при индивидуализированном выборе может сопровождаться процессом демассовизации, а это может вести к социальной дезинтеграции;
  • доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или получение за небольшую плату), удобный режим потребления (дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
  • возможность оперативного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
  • открытая возможность для всех желающих гражданского участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, добровольное сотрудничество, активность в ходе опросов, работа на общественных началах, ведение блогов и т.д.). Тем самым возрастает интерактивность форм деятельности СМИ.

Во-вторых, еще более сложно обстоит дело с понятием «информация». С одной стороны, понятие «информация» журналистами используется в нескольких привычных «простых» значениях. Это три тесно связанных между собой широко употребляемых «наполнения» понятия «информация».

Одно: совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни. Другое: наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (так называемые информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью).

Наконец, третье — «информацией» часто называют жанр заметки. Если принять эти «простые» значения данного слова, то окажется, что далеко не все материалы номера газеты или программы телевидения являются информацией (как, например, статья или памфлет, телеочерк или документальный фильм).

Тогда почему они публикуются в средствах массовой информации? Значит, это слишком узкое и потому неточное понимание «информации».

Не следует ли поэтому признать, что за внешне простым и нелогичным употреблением категории «информация» необходимо увидеть «пласты», требующие углубления в более строгие области знаний об информации, тогда как мы бессознательно стремимся остановиться на привычных простых характеристиках.

При изучении сути «информации», которая в системе категорий стоит именно как начальная и кажется «простой» для понимания, важно осознать, что в этой «клеточке» на самом деле в свернутом виде содержится все богатство развитого сложного явления.

И потому необходимо обратиться к коренным (и пока что скрытым) свойствам предмета. В противном случае последующее развертывание знания о журналистике будет лишено фундаментальных основ, и окажется невозможным получить цельную, связанную внутренним единством концепцию.

Конечно, надо исходить из того, что все публикуемое в средствах массовой информации есть не что иное, как информация. Но, принимая эту вроде бы очевидную характеристику, неизбежно возникают вопросы и даже ошибки.

Например, кажется, что в большом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большой по объему статье.

Или: чтобы передать свою информацию как можно точнее, кажется, журналисту следует в тексте как можно шире использовать лексические возможности языка.

Но это зачастую приводит к затруднению понимания (или вовсе непониманию) смысла сообщения какой-то частью аудитории, а потому и к потере информации. Эти парадоксы требуют серьезного рассмотрения.

Основа — понимание того, что информация (сообщения, публикуемые в СМИ) обращена к аудитории. Поэтому термином «информация» следует (сначала!) пользоваться в широком смысле — это вся совокупность сведений (вербально [словесно] и невербально зафиксированных), которая предназначена аудитории. Это и событийная информация, сведения о новых фактах.

Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только сообщением новостей — событийной информацией.

Роль информации играют (или могут сыграть — об этом ниже) любые произведения: статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки.

Более того, информационный смысл для аудитории имеют и характер заголовка, и место произведения на полосе или в программе, и интонация ведущего или диктора, и шрифтовые выделения, линейки, отбивки и т.п. — они как бы дополняют текст самого произведения, подчеркивают его значение для аудитории или роль, которую придают ему журналисты.

Однако понимания информации в широком смысле еще недостаточно. Необходимо углубиться в качественную специфику содержания понятия «информация». А для этого недостаточно употреблять этот термин только в качестве синонима понятий «совокупность произведений», «система сведений» и т. д.

Специфичность содержания термина «информация» легко почувствовать эмпирически, опираясь на повседневный опыт.

Когда прочитана большая статья или прослушана длинная передача, из которой аудитория ничего существенного не вынесла, часто говорят: «произведение бедно информацией» или «в статье нет информации».

Эти суждения кажутся парадоксальными. В самом деле, если в тексте были зафиксированы какие-то сведения, то почему же читатель или зритель не обнаружил информации?

Этот вопрос и ответ на него имеют принципиально важное значение для журналистской деятельности как деятельности информационной.

Но найти правильный ответ, обсуждая характер текста как совокупность сведений (о Д, собранной и скомпонованной Ж в Т) в отрыве от его «потребителя», кому он направлен, от принимающей или отвергающей его аудитории, не удается — рассматривать текст (статьи, радиообозрения или телеинтервью) следует только в системе отношений «журналист — аудитория».

Следует иметь в виду, что это упрощенная (в интересах акцентированного анализа понятия «информация») исходная схема функционирования СМИ.

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный вместе с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

В самом деле, если текст произведения выступает материальным по- средником в информационном процессе, то «неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы Д ® Ж ® Т ® А.

Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в информационном процессе или о его прерывании.

Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Не случайно в научном знании об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение — это еще не информация (или только потенциальная информация), поскольку еще неизвестно, «дойдет» ли оно до аудитории. Ведь только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация.

Информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией. Во взаимодействии текста с аудиторией (Т ® А) объективно выделяются два акта. Первый — отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее — отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории.

Часть текста, которая «взята» аудиторией, — это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)