Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции

В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей.

Культура (лат. cultura — «возделывание, воспитание, образование, развитие») — это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями.

Уровень культуры — это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о культуре античности и т.д.). Однако не все, созданное человеком, не все формы отношений и поведения людей есть подлинная культура.

Существует и такое понятие, как «бескультурье» (когда по тем или иным причинам люди не могут или не хотят жить хотя бы по общепринятым «культурным стандартам»), и так называемая «контркультура», формирующаяся на базе отрицания высоких «культурных стандартов».

Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» человечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были.

На каждом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследование за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, различные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.).

Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civilis — «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляющую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраняется в веках как достояние человечества.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, журналистика участвовала в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения), также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом.

Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель — введение человека в мир общественных отношений на стороне той или иной силы — носителя идеологии.

Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, — это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) — на формирование мотивов и стимулов социальной активности.

Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование гражданской активности.

Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель — обогатить внутренний мир человека как самоценной личности.

При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать культурные пристрастия и увлечения своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией, постепенно вводя ее в мир «высокой» культуры.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура — литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии.

Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио.

Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов.

Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурного строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно- образовательного, технического и другого характера прямо «из первых рук», оперативно и высокого качества.

Ведь, например, именно благо- даря телевидению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус.

При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности по- ставленной задачи, но и профессиональное умение.

В том, какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется понимание ими своей роли в формировании культуры масс и их направленность на ее реализацию.

К сожалению, в рыночных условиях СМИ, чтобы «выжить» экономически, приходится идти на уступки «низкой» культуре. Ведь она пока собирает большие аудитории, а это дает возможность получать значительные средства от рекламы.

Воспитывая уважение к культуре, стремление проникнуть в ее кладовые, способствуя этому процессу с помощью «трансляций» культурных ценностей (художественные программы, научно-популярные материалы) и различного рода «комментариев» (от терминологических разъяснений до обращения к саморефлексии творцов, от сообщения биографических подробностей выдающихся людей до попыток прогнозирования будущего и т.д.), журналистика «работает» на повышение общей культуры населения.

А одновременно действует и в области пробуждения творческих потенций масс. Стимулируя занятия самодеятельным искусством, поддерживая участие в реставрации, в сохранении памятников культуры, вовлекая в техническое творчество, моделирование, коллекционирование, журналистика как институт культуры должна ясно осознавать свою роль и в развитии творческих способностей человека, в активизации использования его культурного багажа в различных областях социальной практики.

Ведь в наше время перехода в информационное общество значительная доля приращения богатства общества (в том числе и чисто материального) происходит за счет использования знаний, созидательных возможностей интеллекта. И эта доля будет все время расти.

При этом научно-популярные публикации по самым разным вопросам значимы не только для массовой аудитории, но и для специалистов.

Ведь в условиях, когда знание «в исходном виде» бывает недоступно в силу сложности специалистам других областей, тогда как — таков парадокс науки — им необходимы сведения из самых разных областей, смежных со «своей» сферой знания, научно-популярные публикации способны и призваны дать информацию, необходимую и в профессиональной деятельности.

Так от «чистой» необходимости культурного развития человека объективная логика образовательной деятельности снова возвращает к идее практичного значения «путешествий» по сокровищницам культуры.

И это проявляется не только в профессиональной сфере деятельности. Большими запасами практически важной информации для человека (и журналисты должны это демонстрировать и популяризировать) обладают, в частности, сведения из области медицины и спорта: ведь они при надлежащем использовании способны повысить «бытовую» медицинскую грамотность, способствовать внедрению в быт физкультуры, в широком смысле body-building (телостроительства).

К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д.

Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. — все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне.

Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (садоводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.).

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития.

Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор, формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности.

В том же случае, когда стандарты потребления связываются с «нормальным» характером образа жизни, реклама оказывается гуманистически ориентированной и потому «добросовестно» выполняет идеологические функции. Это особенно касается так называемой «социальной рекламы».

Журналистика несет и рекреативную (лат. creatio — «становление», recreatio — «восстановление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации.

Ее цель — создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.

Эту функцию выполняют произведения как будто «чисто» развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и конкурсы и т.д. и т.п.).

Но легко заметить, что все эти произведения, несомненно, обладают также и культурно-идеологическим зарядом, почему важно отслеживать, по каким критериям готовятся и/или отбираются эти произведения, чтобы журналисты понимали, насколько содержание этой информации соответствует высоким стандартам и вместе с тем характеру идеологической линии СМИ.

С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории.

Вместе с тем рекреация — это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения.

Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах).

При этом особое значение имеют художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики.

Только гуманистически ориентированная журналистика способна изба- вить аудиторию от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, ложных фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, эскапизма, бегства от реальности в мир грез (англ. escape — «уход от действительности»).

И здесь важна выработка верной информационной политики, поддерживающей и развивающей положительные эмоции, оптимистические умонастроения, содействующей формированию позитивной направленности социальной активности.

Характер же информационной политики связан (как в идеологической и в культурной сферах) с принципиальной социальной позицией изданий и программ.

Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направленной на формирование массового сознания, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию.

Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)