Маркетинг в инвестиционной сфере

Маркетинг — один из элементов эффективного управления инвестициями. С помощью маркетинга решаются вопросы планирования, управления, основной политики, продвижения продукции до потребителей, ее сбыта и др. Применительно к инвестициям задачи маркетинга являются несколько специфичными.

Маркетинговые исследования проводятся в течение всего периода осуществления проекта — на предынвестиционном, инвестиционном и эксплуатационном этапах. Разрабатывается планмаркетинг, цель которого — разъяснить, как предполагаемый бизнес на конкретном предприятии (строящемся или развивающемся) будет воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся обстановку при организации сбыта продукции.

Актуальность развития сферы обращения определяется необходимостью освоения дополнительных материальных потоков с учетом торгово-посреднических структур. Решение этой задачи возможно лишь при эффективном использовании инвестиционного потенциала отраслей сферы обращения. Строительство и расширение предприятий сферы обращения осуществляются за счет внутренних инвестиционных ресурсов и реже — за счет кредитов банка. В значительной мере обновление фондов может осуществляться за счет лизинговых операций.

Интересно
Многие предприятия сферы обращения обрели самостоятельность с переходом на частную форму собственности. С одной стороны, это позволило укрепиться на товарном рынке, стать монополистами при реализации отдельных видов продукции. С другой стороны, многие торгово-посреднические организации не выдержали конкуренции и были ликвидированы или слиты с другими аналогичными организациями.

С целью выживания в условиях рыночной экономики отдельные торгово-посреднические организации диверсифицировали свою деятельность, предлагая потребителю различного рода услуги. Это позволило создать самостоятельные фирмы по обслуживанию потребителей. Однако становление и развитие торгово-посреднических организаций требуют больших финансовых вложений.

Крупные торговые независимые фирмы начинают искать выгодное вложение своих средств в разработку и выпуск новых конкурентоспособных товаров. Спад производства в отраслях промышленности и, соответственно, снижение объемов деятельности торгово-посреднических структур не позволяют последним находить необходимые средства для своего развития.

Поэтому вложения ограниченных средств направлены в основном на обновление изношенного парка машин и оборудования, что, естественно, не может решить проблемы коренной их модернизации на новой технической основе. Оптово-посреднические организации могут привлекать для финансирования проектов развития материально-технической базы собственные средства, заемные средства или использовать особую форму финансирования — лизинг (рис. 5.24).

Планируя объем инвестиций на развитие материально-технической базы, торгово-посреднические организации должны оценить гарантию возврата вложенных средств в определенный период. Для правильной оценки планов капитальных вложений каждое предприятие должно иметь достоверную информацию о фактическом состоянии основных средств; на базе этой информации проводятся сравнения наличных основных средств с потребностью в капитальных вложениях, что является важным условием для учета предполагаемых капитальных вложений в основные средства.

На стадиях планирования часто возникает проблема правильного учета средств на капитальное строительство.

Так, стоимость текущих затрат на ремонт техники следует отнести к производственным затратам, а стоимость ремонтов, имеющих целью продление сроков службы основных средств (капитальный ремонт), — к основным фондам предприятия. Поэтому следует различать капитальные вложения и текущие производственные затраты в основные средства.

К капитальным вложениям следует отнести:

  • дополнительные вложения, которые увеличивают мощности предприятий торгово-посреднических организаций;
  • обновление или замену оборудования на новое той же или большей мощности;
  • усовершенствование или модернизацию оборудования, ведущие к замене или изменению основных средств.

Текущие производственные затраты — это:

  • содержание и текущий ремонт оборудования;
  • амортизационные отчисления;
  • налоги на основные средства.

Разработка плана капитальных вложений требует систематической оценки состояния основных средств. Практика подтверждает, что торгово-посреднические организации из-за острой нехватки средств на капитальное строительство осуществляют замену оборудования только после полного его износа. Однако проведение маркетинговых исследований по изучению оборудования на рынке средств производства, выпуск новых, более производительных машин и оборудования могут предопределить замену оборудования, даже если оно не прослужило положенного срока амортизации.

Решение о закупке нового оборудования зависит от ряда обстоятельств, и прежде всего от наличия финансовых средств. Однако только после оценки финансового состояния предприятия, размера получаемой прибыли руководитель предприятия может принять решение о замене или модернизации оборудования. Следует также знать, как работает подобное оборудование в других торгово-посреднических организациях, вести полный учет работы оборудования, его загрузки, состояния основных фондов, их износа. В этом случае принимаются правильные решения при разработке планов капитальных вложений.

Замене оборудования должен предшествовать детальный анализ состояния основных средств, даже если они функционируют нормально в пределах установленных сроков амортизации. Стоимость замены оборудования необходимо сопоставлять со стоимостью действующего оборудования. Известно, что изношенное оборудование требует частого ремонта и немалых средств для поддержания его в рабочем состоянии.

Поэтому замена некоторых видов оборудования может оказаться более рациональной, чем расходование средств на его содержание и ремонт.

Одним из условий приобретения нового оборудования является недостаточное его количество при увеличении объемов реализации продукции и оказании различного рода услуг производственного характера. Вместе с тем торгово-посреднические организации, работающие в условиях конкуренции, заменяя оборудование, достигают помимо роста производительности труда и объемов реализации заметного снижения уровня издержек обращения.

Во избежание излишних значительных затрат на замену оборудования предприятие должно вести маркетинговые расчеты на прогнозируемые периоды.

С этой целью необходимо:

  • периодически анализировать состояние оборудования, выявляя подлежащее замене;
  • иметь информацию о новом оборудовании, появившемся на рынке, прибегая к помощи службы маркетинга;
  • вести полный учет затрат по ремонту и содержанию оборудования.

Для осуществления контроля за расходами капитального строительства в торгово-посреднических организациях составляется план капитальных вложений на предстоящий год и на более отдаленную перспективу.

Оценку планов капитальных вложений проводят по следующим элементам затрат: первоначальная стоимость оборудования (включая доставку и установку); стоимость, по которой можно его реализовать по окончании срока службы; уплата процентов за кредит; стоимость содержания и ремонта оборудования; стоимость электроэнергии, рабочей площади; налоги, страхование; стоимость основной и дополнительной рабочей силы.

Помимо стоимостных показателей планы капитальных вложений должны учитывать и такие факторы, как сравнение вариантов с точки зрения качества выпускаемой продукции и наличия достаточных средств для реализации лучшего варианта капитальных вложений. Прежде чем выделить средства на реализацию того или иного варианта капитальных вложений, финансовый отдел детально изучает, в частности, возможность взятия в аренду необходимого оборудования (лизинг).

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)