Люди как ситуации: простое присутствие, допустимые возможности и дескриптивные нормы

Мартин Лютер Кинг младший в марте 1963-го да был лидером движения за гражданские права и его речь в Вашингтоне «У меня есть мечта» ока зала сильное воздействие на большую толпу.

Но стоит нам сосредоточиться на одной фигуре Кинга, как мы упустим из виду тот факт, что толпа также была частью ситуации, в которой он находился. Так бывает во всех ситуациях, где влияние людей друг на друга в некоторой степени взаимно.

В классе вашу ситуацию определяет учитель, а ситуация учителя определяется всеми вами. Во время обеда с другом ваша ситуация обусловлена во многом вашим другом и ситуация вашего друга по большей части зависит от вас. Люди — это ситуации друг для друга.

Простое присутствие других людей. Само присутствие других создает ситуации, воздействующие на наши мысли, чувства и поведение. Рассмотрим, как число учащихся в вашей средней школе (много ли там или мало учащихся) могло повлиять на вашу школьную жизнь.

Роджер Баркер и его коллеги исследовали эту тему, сравнив тринадцать средних школ в восточном Канзасе. Хотя эти школы в целом не отличались друг от друга, учащиеся в них были непохожи. Чтобы понять разницу, учтем, что школы, независимо от своего размера, пытаются предоставить похожие занятия и задания для своих учащихся.

Например, даже относительно маленькие школы, как правило, имеют спортивные команды, литературные клубы, у них есть свой хор, они все собирают деньги для фондов, в них есть школьное само управление и танцы. Это значит, что школы с маленьким количеством учащихся «недоукомплектованы» и им трудно обеспечить участие достаточного количества школьников в той или иной деятельности.

Интересно
Зато школы побольше зачастую «переукомплектованы» — в них больше учащихся, чем нужно для каждого вида занятия или кружка. Из-за этого каждый школьник, как правило, нужнее в большей степени в маленькой школе, чем в большой, и поэтому мы можем ожидать, что учащиеся в маленьких школах более терпи мы к различиям среди них и сильнее стараются убедить и поощрить своих одноклассников к участию в той или иной деятельности.

Зато мы можем ожидать, что учащиеся в больших школах будут менее терпимы к различиям и станут накладывать «вето» на приобщение к социальной группе, они могут изолировать товарищей и превращать их в безучастных зрителей.

Исследование подтвердило эти гипотезы. Более того, по сравнению с учащимися в школах побольше, учащиеся в маленьких школах были сильнее мотивированы, они принимали участие в большем количестве занятий, ответственнее вели себя и чаще должны были проявлять свои способности.

Легко видеть, как опыт приобретения лидерства и участия в множественных видах деятельности может принести школьникам пользу, когда они окажутся старше. Хотя существует преимущество в том, чтобы находиться в группах побольше, у маленьких групп также есть свои положительные стороны.

Исследование Баркера показало, что само число людей в окружающей среде уже создает различные ситуации. Феномен толпы — сходное явление. Когда человек оказывается среди множества людей — это совершенно не то, что быть рядом с двумя или тремя.

В частности, толпа может привести к стрессу. Такая ситуация может быть особенно губительна, если она сохраняется в течение продолжительного времени и когда обстоятельства жизни — такие, как бедность — дают людям мало возможностей изменить ситуацию.

Исследование детей из индийских городов установило связь между длительным проживанием в тесноте, плохой успеваемостью в школе и проблемами в поведении. Почему?

Тесные жилые кварталы усиливали вероятность конфликтов между детьми и их родителями, и эти конфликты приводили к проблемам в успеваемости и поведении вне дома.

В целом количество людей, окружающих нас, существенным образом влияет на социальное поведение. Вот два простых, но особенно ярких примера:

  • во-первых, узнаем, что простое присутствие других людей может способствовать выполнению хорошо знакомых и простых задач, но ухудшить выполнение непривычных и сложных;
  • во-вторых, само по себе присутствие безликой толпы может вынудить людей забыть о своих внутренних ценностях и нормах и таким образом заставить их действовать антисоциально.

Допустимые возможности: возможности и угрозы. Различные люди предоставляют нам неодинаковые возможности. Присутствие вашего босса на пикнике дает вам возможность к продвижению в компании, привлекательный незнакомец во дворе колледжа или школы предоставляет шанс завести роман, а ваш преподаватель по социальной психологии открывает перспективу получить более высокие оценки.

Люди, однако, предоставляют друг другу не только позитивные возможности. Они несут в себе и возможные угрозы. Пьяный водитель может нанести вам физический вред, а новый финансовый менеджер может начать проверять пособия.

Даже привлекательная незнакомка, предоставляющая вам шанс завести роман, также может поставить вас в неловкое положение и отказать. Возможности и угрозы, предоставляемые людьми и ситуация ми, называются допустимыми возможностями. Люди по-разному сообщают нам о допустимых возможностях.

Они могут передаваться непосредственно, как, например, когда старший брат сообщает вам, что он защитит вас от соседского мальчишки хулигана (и таким образом предоставляет вам безопасность), или когда участница вечеринки бросает на вас взгляд «иди сюда» (таким образом открывая перед вами перспективу нового романа).

Роль или положение человека также дает нам новые возможности. Ваша начальница предоставляет вам возможность продвинуться, потому что она — ваша начальница.

Наконец, возможности и угрозы обнаруживаются в физических характеристиках и действиях человека. Так, считается, что детские черты лица у взрослых — большие круглые глаза, высокие брови и маленький подбородок говорят о возможности теплого отношения человека к окружающим, о его покорности и честности.

Люди как ситуации: простое присутствие, допустимые возможности и дескриптивные нормы

Точно так же плавные движения тела сообщают о доброте, а угловатые паттерны движения переда ют угрозу. Люди довольно успешно оценивают потенциальные возможности и угрозы, которые могут воз никнуть со стороны других. Например, только на основании фотографий и коротких видеозаписей без звука люди оказываются в состоянии оценить со значительной степенью точности степень доминирования, экстраверсии, сознательности, приятности, агрессивности и сексуальной доступности.

В одном поразительном исследовании участники были в состоянии точно оценить эффективность учителей, просмотрев о них всего лишь двухсекундную видеозапись без звука. В целом люди, с которыми мы сталкиваемся, предоставляют нам различного рода возможности и угрозы, которые мы часто различаем вполне эффективно и без особых усилий.

Допустимая возможность (Affordance) — возможность или угроза, содержащаяся в ситуации.

Дескриптивные нормы. Люди влияют на других своим простым присутствием и возможностями и угрозами, которые они предоставляют. Они также оказывают влияние, когда дают представления о дескриптивных нормах — информацию о том, что большинство людей предпримет в этой ситуации дескриптивные нормы могут помочь нам сделать правильный выбор.

Например, если на первом курсе колледжа ваши одноклассники перестают разговаривать, когда преподаватель подходит к кафедре, то есть довольно большая вероятность того, что и вы тоже перестанете разговаривать.

Дескриптивные нормы обладают большой значимостью для нас: пользуясь ими, мы решаем, помогать ли нам другим, выражать ли собственные предрассудки, лгать в налоговой инспекции, нарушать супружескую верность или сотрудничать друг с другом.

Дескриптивная (наглядная) норма (Descriptive norm) — норма, которая определяет, что чаще всего делается в данной ситуации.

Дескриптивные нормы обычно отражают то, во что люди действительно верят или чувству ют. Когда посетители выстраиваются в очередь возле танцевального клуба, это, как правило, означает, что они думают, будто это место стоит того, чтобы подождать.

Иногда, однако, возникает несоответствие между нормой поведения, ощущениями и представлениями. Рассмотрим лекцию в аудитории, когда преподаватель неясно излагает материал, — несомненно редкий случай!

Несмотря на смущение, вы вряд ли захотите поднять руку и спросить преподавателя. Почему? Вероятно, вас смутит, что другие учащиеся могут подумать, будто вы не понимаете материала. Итак, в надежде найти социальное подтверждение представления о том, что лекция не ясна и запутанна, вы осматриваетесь в аудитории и ищете непонимающие лица своих однокурсников — при этом скрывая свое собственное непонимание.

К сожалению, когда вы оглядываетесь, все, что вы видите, — это лица, излучающие уверенность и понимание. Поэтому вы расслабляете руку и не хотите ставить себя в неловкое положение.

Единственное, чего вы не понимаете, это то, что другие ученики сделали то же самое: они тоже скрывают свое смущение и следят, не смущаются ли остальные. Ни один из них не спрашивает преподавателя, и все из-за того, что вы и другие скрываете друг от друга ваши подлинные чувства.

Это явление, довольно часто возникающее в классе — пример множественного незнания, — явление, когда люди в группе неправильно интерпретируют мнения других людей, так как каждый действует не в соответствии со своими мнения ми. В примере с аудиторией студенты не замечают смущения других, так как каждый скрывает его. Далее мы увидим, что множественное незнание может вносить свою лепту в распространение столь опасного развлечения среди студентов как попойки.

Множественное незнание (Pluralistic igno rance) — феномен, при котором люди в группе неправильно интерпретируют мнения других, по тому что каждый действует вопреки собственным мнениям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)