Логика юзабилити

Статья, приведенная в иллюстрации, убедительно показывает, чему не доверяет читатель веб-страниц. Рекламный текст с его пси­хологическим давлением затрудняет считывание полезной информа­ции. Пользователь получает зашумленную информацию и оценивает ее как информацию низкого качества, что рефлексируется как недо­верие к информации.

Напротив, информация высокого качества — быстро считывае­мая, структурированная (читаемость структуры), максимально очи­щенная от шума, — воспринимается как внушающая доверие, незави­симо от контента, если, конечно, сам контент не вступает в видимое противоречие с опытом или знаниями пользователя.

Это еще раз подтверждает тезис, что референция сообщения в ин­тернете есть референция структуры сообщения, а не самого сообще­ния. Под структурой сообщения здесь подразумевается его логическая конструкция, а также все то, что обозревается вместе с этим сообще­нием: находится справа, слева, внизу, вверху, в правом верхнем углу страницы и т.п.

Все эти факторы складываются в понятие «юзабилити».

Юзабилити — совокупность элементов сайта, влияющая на легкость достижения посетителем поставленных им целей.

Юзабилити определяется сложностью для понимания элементов навигации, особенностями структуры сайта, наполнением сайта с точки зрения интересов пользователей.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что традиционное письмо бы­ло заменено интернет-текстом с множеством внешних связей, что заставляет и читателя, и писателя перейти от непрерывного и линей­ного восприятия информации к дискретному и объемному (много­мерному).

Этим гипертекст напоминает мыслительный процесс, ко­торый идет сразу в нескольких направлениях. Идеи и образы всплы­вают, оформляются и гаснут одновременно на разных уровнях, взаи­модействуя друг с другом, взаимно проникая и умножая друг друга. Гипертекст позволяет моделировать такие динамично переплетаю­щиеся мыслительные связи.

Автор, создавая гипертекстовый документ, не просто выкладывает свои мысли на бумагу. Он конструирует гипертекст, расставляя ссылки на ассоциированные документы, соответствующие ходу его мыслей. Очевидно, что траектория движения по гипертексту автора и читателя не могут в точности совпадать, а ведь именно от этой траектории зави­сит адекватность трансляции смысла текста, т.е. юзабилити.

Следует обратить внимание на то, что понятие юзабилити конст­руируется с позиций пользователя (читателя), причем некоторого усредненного читателя, т.е. типичного представителя целевой аудито­рии.

Необходимо при всей свободе движения по гипертекстовым за­коулкам все-таки задать предпочтительные траектории, моделирую­щие мышление желаемого посетителя. Именно эту задачу выполняет набор навигационных инструментов сайта, которые таким образом становятся неотъемлемым элементом текста.

Следовательно, перед создателем гипертекста в отличие от автора привычного текста стоит новая и сложная задача — увидеть не только то, о чем думает его предполагаемый читатель, но и то, как он думает.

Мало того, сам способ его мышления необходимо записать в виде текста, элементами которого являются: кнопки навигации, иконки, идеограммы, ссылки, баннеры, заголовки, всякого рода элементы аранжировки текста, элементы оформления, цветовая гамма, размер и вид шрифта, иллюстрации, интерактивные формы и т.д. и т.п. Ко всему этому следует добавить стиль изложения и лексику.

Понятно, что далеко не все авторы гипертекста являются тако­выми, поэтому нет ничего удивительного в том, что лишь 10% интер­нет-аудитории удовлетворены тем, что читают. Получается парадок­сальный результат — читатели сети быстрее постигают законы ги­пертекста, чем те, кто его создает.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)