Лоббизм система реализации групповых интересов в политике

Лоббизм (или представительство интересов) есть система и практика реализации групповых интересов путем организованного воздействия за законодательную и административную деятельность органов государственной власти.

Интересно
Трансформации российского общества поставили в повестку дня вопрос о необходимости создания эффективной системы взаимодействия бизнеса как авторитетной части социума и государственной власти. Речь идет именно о создании эффективной системе, существенно отличающейся от той, которая под влиянием политических и экономических трансформаций во многом стихийно сложилась и функционирует.

Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе лоббисты). Практикующие лоббисты понимают под лоббизмом проведение деятельности, нацеленной на влияние на общественное мнение и законодательные органы, правительство.

За рубежом лоббизм профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. В США лоббистов нередко называют третьей палатой конгресса. Только в Вашингтоне их около 20 тысяч. Они защищены поправкой к Конституции. Лоббизм необходим, чтобы просвещать американское правительство.

Правительство вынуждено полагаться на экспертов из частного сектора. Они участвуют в политическом процессе, присутствуют на слушаниях, предлагают стратегии решений обсуждаемых проблем. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн. фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби-компании Chaim

Communications крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов. Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного. Отсюда и предположение в скобках – «вплоть до подкупа». Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий «лобби», «лоббизм».

В работе «Лоббизм в России: этапы большого пути» данные термины понимаются как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.

Лоббизм один из наиболее значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Социальной основой возникновения лоббистских отношений является наличие в структуре общества социально оформленных групповых интересов. В этом плане, как утверждал в начале ХХ столетия А. Бентли, общество представляет собой не что иное как совокупность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем интересами, ради которых они созданы и действуют».

Движущим мотивом образования групп является стремление реализовать специфический социальный интерес, артикулированный как групповой и выраженный, как правило, во влиянии на общественное мнение, в присвоении статусных привилегий, в достижении властных полномочий, или в получении материальной выгоды.

Государственная политика есть процесс принятия управленческих решений, в котором главную роль играют не просто отдельные индивиды, а именно группы интересов, чьи интересы представляют в политике и управлении политические институты и политические лидеры.

Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления, приобретают политический характер. Деятельность таких групп давления, механизмы их влияния на органы власти и управления, определяющие процесс принятия решений, по сути, и есть основная проблематика как теории лоббизма, так и практики продвижения тех или иных интересов с помощью лоббизма.

Существуют два основных подхода к пониманию сути и определению лоббизма. В рамках первого лоббизм понимается как деятельность субъектов, влияющих на структуры государственной (муниципальной) власти и управления с целью принятия ими необходимых решений. Сторонники второго подхода связывают лоббизм исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структурах государственной (муниципальной) власти и управления.

На уровне теоретического исследования различие этих двух позиций заключается в решении вопроса: признавать аномические (спонтанные) выступления граждан, а также жалобы, обращения, петиции и подобные гражданские акции лоббистскими или нет. Понятно, что все юридико-институциональные определения лоббизма находятся в рамках второго подхода, тогда как политико-социологические в основном в рамках первого.

При этом первый подход является более широким, включающим все определения, возможные в рамках второго, и предоставляет больше возможностей как для понимания сути самого явления, так и для выработки практических рекомендаций, особенно в условиях, когда гражданское общество есть лишь благое пожелание и ученых теоретиков, и политиков-практиков.

Наличие сформированных институтов гражданского общества предполагает, что урегулирование конфликтов интересов происходит с помощью механизмов самого гражданского общества. В тех случаях, когда такие механизмы отсутствуют, гражданское общество только формируется, группы интересов вынужденно обращаются к государству и его структурам, признавая, с одной стороны, их право на вмешательство в дела этих групп, с другой, возможность этих структур выступать в качестве более или менее независимых арбитров.

В результате такого обращения к государству степень урегулированности отношений гражданского общества возрастает, происходит дальнейшая политизация групп интересов, развитие институтов гражданского общества замедляется или вообще приостанавливается. Другими словами, стратегическая схема становления институтов гражданского общества предполагает наличие возможности того, что зарождающиеся институты гражданского общества сами создают препятствия для своего развития.

Группы интересов, лоббируя свои тактические интересы, конкурируя в их реализации друг с другом, влияя на власть, а иногда и формируя ее, вполне способны замедлить политические процессы, поставив под сомнение реализацию своих собственных стратегических задач.

Как показывает практика, лоббизм существует фактически в любом обществе, но степень его развитости, цивилизованности и интенсивность использования зависят от типа политической системы, характера политического режима, уровня правовой и политической культуры, меры правового регулирования этой деятельности и других особенностей каждой конкретной страны.

Лоббизм, как политическое явление, изначально имел как минимум оттенок чегото закрытого, тайного, закулисного, связывался с выгодой и для того, кто лоббирует, и для того, чьи решения лоббируются. Лоббистская деятельность всегда связывалась с деятельностью, направленной на представителей официальной власти. Сегодня в России все эти оттенки смысла присутствуют в обыденном сознании в полной мере. Негативизма в восприятии лоббизма добавляет и общее негативное восприятие таких понятий как «политика, «чиновник», «власть».

Механизм взаимодействия корпоративных структур с исполнительной и законодательной властью у нас покрыт густой завесой таинственности и, нередко, до предела коррумпирован. В российской действительности лоббизм существует как бы в виртуальном пространстве. Официально, как явление, он отсутствует. Неофициально постоянно напоминает о своем незримом присутствии в коридорах власти.

Группы интересов и «группы давления» существуют на протяжении всей истории человечества, т. е. с тех пор как стали складываться системы власти. Деятельность групп интересов можно проследить еще в условиях античной полисной демократии (например, в практике судопроизводства афинских судебных органов, в собраниях граждан древнегреческих городов). Классическим примером функционального представительства интересов можно считать деятельность афинского трибуна, представлявшего интересы правящего класса.

Ход общественного развития и опыт государственного регулирования деятельности этих групп в странах с различной конституционно-правовой системой показали, что представительство интересов и взаимодействие структур гражданского общества с органами государственной власти невозможно удержать в рамках электорального процесса.

Понимая неизбежность этого, законодатели различных стран ищут формы легализации данного процесса, перехода к информационному воздействию, суть которого состоит в предоставлении законодателям и государственным служащим информации, подтверждающей объективный характер интересов и обоснованность требований тех или иных групп.

Интересно
В США уже с 1946 г. лоббизм регламентировался «Законом о регулировании лоббизма». В 1995 г. вступил в силу «Закон о раскрытии лоббистской деятельности», разработанный и принятый с учетом изменившихся исторических условий. В Канаде, Австралии и Бразилии также имеются законы, регулирующие лоббистскую деятельность.

В некоторых западноевропейских странах законодатели пошли по другому пути. Лоббистская практика регулируется там совокупностью законов, регламентирующих, в частности, статус депутатов, работу выборных органов власти, деятельность добровольных ассоциаций, проведение избирательных кампаний и референдумов. Так, в Великобритании, например, действует закон, регламентирующий гражданскую службу.

В английском парламенте имеется система специальных комитетов, их основная функция состоит в контроле за соответствующими министерствами и ведомствами. Во Франции и Италии лоббизм вообще официально не признан. Характер конкуренции групп интересов, протекающей чаще всего в институционализированной форме за влияние на структуры власти содержательно определяет, в свою очередь, характер представительства интересов и в целом характер режима. При этом конкуренция групп интересов, конкуренция элит на выборах – лишь один (часто не основной и не эффективный) из способов представительства интересов.

Наиболее эффективным способом представительства интересов, особенно в условиях маркетизации и технологизации политики, становится их функциональное представительство, прежде всего через структуры исполнительной власти. Одним из механизмов функционального представительства интересов, влияния на органы власти и является лоббизм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)