Лицензионный контроль

Лицензионный контроль является одной из разновидностей управленческого контроля в сфере экономики и пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде деятельности лицензирующих органов, направленной на выявление допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий.

Осуществлением лицензионного контроля в соответствии с действующим лицензионным законодательством занимаются лицензирующие органы в пределах их компетенции (ст. 12 Закона о лицензировании).

При этом лицензирующие органы обладают следующими контрольными правомочиями согласно положением ст. 12 Закона о лицензировании:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату.

Если обобщить указанную информацию и представить лицензионный контроль в виде процесса, то станет очевидным, что в целом лицензионный контроль представляет собой административно-правовую процедуру, направленную на предотвращение или выявление возможных составов правонарушений в сфере лицензирования, состоящую из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к лицензиату.

Таким образом, понятие  лицензионного контроля характеризуется следующими существенными элементами:

  • деятельность лицензирующих органов, направленная на предотвращение или обнаружение возможных составов правонарушений посредством получения информации о действиях лицензиата;
  • правовая квалификация фактических действий лицензиата со стороны лицензирующего органа;
  • принятие решения о применении принудительных мер к нарушителю лицензионного законодательства.

Это означает, что процедура лицензионного контроля осуществляется путем последовательного прохождения информационной стадии, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении мер принуждения к нарушителю лицензионных норм.

На каждой стадии процедуры контроля возникают, изменяются и прекращаются соответствующие правоотношения, характерные для данной стадии контрольной процедуры. Следовательно, с правовой точки зрения значения указанных показателей являются юридическими фактами.

В качестве объекта правоотношений информационной стадии выступает полная, объективная и достоверная информация о деятельности лицензиата.

Сведения, являющиеся объектом правоотношений информационной стадии лицензионного контроля, составляют ту информационную среду, на основе которой строится вся картина о состоянии дел подконтрольного лицензиата.

Подконтрольный субъект, являясь элементом экономической системы, представляет собой экономическую подсистему с собственными органами управления и характеризуется специфическими показателями состояния этой подсистемы.

Следует особо отметить, что согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация является объектом гражданских прав. Следовательно, ограничение права на информацию, каковым является получение доступа к ней, и пользование этим правом при осуществлении процедуры контроля должно регулироваться с учетом требований конституционно правовых норм ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми право может быть ограничено только на основании федерального закона и только в соответствии с конституционно значимыми целями.

Отсюда следует, что основные понятия и существенные элементы процедуры контроля, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, должны быть установлены федеральным законом. При этом контролирующий орган имеет право на получение информации в том объеме, который объективно необходим для контроля конкретной деятельности подконтрольного субъекта.

Данное положение, имеющее большое теоретико-практическое значение, зачастую не раскрыто в законодательных положениях, регулирующих порядок прове­дения процедуры контроля. В результате органы контроля, расширительно толкуя свои полномочия на получение информации, в ходе информационной стадии контроля требуют предоставления информации практически о любой стороне предпринимательской деятельности подконтрольного субъекта.

В лицензионном законодательстве эту проблему можно считать закрытой. Лицензирующий орган имеет право получать информацию о той или иной стороне деятельнос­ти лицензиата только в той части, которая прямо предусмотрена лицензионным законодательством, а конкретнее: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как видно из содержания норм Закона, посвященных лицензионному контролю, действия контролирующих органов ограничены лицензируемым видом деятельности в той ее части, которая корректируется лицензионными требованиями и условиями, закрепленными положением о лицензировании данного вида деятельности.

Объектом стадий правовой квалификации и принятия решения о применения мер принуждения к подконтрольному субъекту является законность деяний лицензиата (соискателя лицензии).

В ходе стадии правовой квалификации опреде­ляется состав правонарушения, а в ходе стадии принятия решения о применении мер принуждения определяется та мера государственного принуждения, которая должна быть применена к правонарушителю.

Помимо деления лицензионного контроля на различные стадии в качестве управленческой процедуры, можно также подразделить контроль на различные виды в зависимости от времени и цели его проведения. Лицензионный контроль осуществляется как предварительный, текущий или последующий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)