Лидерство

Власть и ее источники в организации тесно связаны с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в систему межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным.

Лидерством называется способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство достижения целей группы или организации.

Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения. Для существования власти необязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двухсторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника.

Лидеры отличаются определенными качествами: интеллект, стремление к знаниям, ответственность, активность, надежность.

Структура личных качеств лидера должна соответствовать качествам руководителя и его должности. Существует два подхода к лидерству: поведенческий и ситуационный. Поведенческий подход к лидерству характеризуется манерой поведения, стилем деятельности и отношением к подчиненным.

Ситуационный подход лидера ориентируется на потребности и задачи подчиненных, характера задания, требований среды, потребности партнеров. Такой лидер очень четко ориентируется в ситуациях.

Управленческая решетка Блэйка и Мутона (рис. 5):

  • (А) Власть подчинения эффективность управления зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. (1,9).
  • (Б) Обедненное управление приложение минимальных усилий для сохранения должности руководителя (1,1).
  • (В) Групповое управление производственные успехи обусловлены продвижением своей работы людьми, создание отношений, основанных на доверии и уважении (9,9).
  • (Г) Управление в духе загородного клуба скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей (9,1).
  • (Д) Организованное управление средний баланс между отношением к работе и людям (5,5).

Теплые человеческие отношения и свобода действий приятнее, чем сухие инженерные расчеты и жесткие структурированные задания. Однако это не всегда ведет к высокой степени производительности и удовлетворенности людей. Есть люди, у которых нет активной потребности в более сложном задании или уложении, поэтому они не могут почувствовать удовлетворение каких-либо своих потребностей.

Лидерство

Ситуационная модель руководства Фидлера.

Основными факторы, влияющие на поведение руководителя являются:

  • отношения между руководителем и членами коллектива: подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к руководителю и привлекательность личности руководителя;
  • структура задач: подразумевается привычность задач, четкость ее формулировки и структуризации;
  • должностные полномочия: это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, который позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, которую оказывает руководителю организация.

Потенциальное преимущество, ориентированное на задачу стиля руководства это быстрота действия и принятия решений, единство цели или строгий контроль за работой подчиненных. По Фидлеру, автократизм изначально является эффективным инструментом достижения целей организации, при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем.

Ситуационный подход Фидлера прекрасное средство подчеркнуть важность взаимодействия руководителя, исполнителя и ситуации. Его подход предостерегает от мнения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства, независящий от обстоятельств.

Подход “путь-цель” Митчела и Хауса. Термин “путь-цель” относится к понятиям теории ожидания, в т. ч. к таким, как усилие – производительность, производительность результаты (вознаграждение), ощущаемая ценность вознаграждения.

Этот подход дает объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненных.

Приемы, с помощью которых влияют на средства достижения целей:

  • разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
  • оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех; направление усилий подчиненных на достижение цели;
  • создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
  • удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель уже достигнута.

Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу, но добавилось два новых стиля. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара. Самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей.

Под “зрелостью” подразумевается способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также квалификация и опыт в отношении конкретных задач, которые надо выполнить.

Имеется четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителя:

  • “давать указания”: он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости, которые либо не хотят, либо неспособны отвечать за конкретную задачу и им требуются инструкции и строгий контроль;
  • “продавать”: в этой ситуации подчиненные хотят принимать ответственность, но не могут, так как не обладают средним уровнем зрелости. Здесь руководитель должен поддержать энтузиазм и желание выполнить задание;
  • “участвовать”: характеризуется высокой степенью зрелости (умеренно) подчиненных. Здесь подчиненные могут, но не всегда хотят отвечать за выполнение задания.

Руководители могут повышать мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений и не навязывая своего способа решения задания; “делегирование”: характеризуется высокой степенью зрелости, когда подчиненные и могут и хотят нести ответственность за выполнение заданий. Адаптивное руководство. Чтобы точно оценить ситуацию руководитель должен представлять способности подчиненных и свои собственные, природу заданных полномочий и количество информации.

Многие руководители активно стремятся к продвижению к должности с большей ответственностью. В связи с этим руководителю приходится адаптироваться к новым людям, новым задачам и ситуациям. Поэтому руководитель не может применять какой-либо один стиль руководства, даже самый лучший из всех перечисленных выше.

Лучший стиль это тот, который ориентируется на реальность, на ситуацию. Лидерство является до некоторой степени искусством, в этом и есть причина, почему ученым не удалось разработать универсальную теорию на все случаи жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)