Инфраструктура средств массовой информации

Для того чтобы печать, радио, телевидение как большая совокупность разнообразных средств массовой информации могли нормально функционировать, возникла и продолжает активно развиваться обширная инфраструктура (лат. infra — «под», «ниже» + «структура») — система жизнеобеспечения деятельности журналистики.

Эта система, с одной стороны, предоставляет газетам, журналам, телерадиоорганизациям все необходимое для их успешной деятельности — информацию, средства связи, технику и т.д., а с другой — обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.

Без такой инфраструктуры любая редакция попадет в положение, когда деятельность в «одиночку» окажется чрезвычайно сложной, трудной, дорогостоящей и будет осуществляться медленными темпами.

Важнейшими частями инфраструктуры являются информационные агентства и службы обмена информацией, производственно- технические подразделения, службы связи, система доставки и распространения, институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них, ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц, государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, контроль деятельности СМИ и т.д.

В деятельности журналистики задействованы также органы прокуратуры, наблюдающие за исполнением законодательства в области журналистики, и суды, рассматривающие гражданские и уголовные дела при нарушении законодательных актов.

Информационные агентства и службы — это система телеграфных агентств, агентств печати и аудиовизуальной информации, пресс-бюро, пресс-центров, служб по связи с общественностью, рекламных служб.

Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, ее распространению и снабжению ею органов СМИ, налаживанию контактов с журналистами и т.д.

Ближайшим образом со СМИ связаны информационные службы, которые часто называют даже в ряду средств массовой информации («печать, телевидение, радиовещание, агентства»), поскольку они также заняты созданием массовой информации.

Однако от газет, журналов, радио и телевидения информационные службы отличаются тем, что по преимуществу не «выходят» непосредственно на массовую аудиторию, а снабжают своей информацией газеты, журналы, радио и т.д.

Однако бывает и так, что информационные службы выступают учредителями средств массовой информации (так, ИТАР-ТАСС выпускает журнал «Эхо планеты», а Росбизнесконсалинг — газету «РБК дейли»), но в этом случае они выступают как всякий другой социальный институт, имеющий право на учреждение своих изданий и программ.

Поскольку информация всегда была необходима различным политическим, экономическим и другим институтам общества, информационные службы возникли задолго до появления первых газет.

В частности, функции сбора зарубежной информации выполняли дипломатические службы (в русском государстве — посольский приказ). Кадры первых изданий первоначально формировались из работников этих служб, а иногда возникали и на базе информационных служб (например, французская «Gazette»).

Однако крупные информационные службы, специализировавшиеся на снабжении информацией журналистики, возникли в середине XIX века, когда активно начала складываться массовая ежедневная пресса.

Стало очевидным, что собственными силами газеты не могут получить необходимый объем информации, особенно зарубежной, а увеличение количества корреспондентов было слишком дорогим и нерациональным делом, поскольку достаточно было передать по телеграфу абонентам различных стран и регионов сообщения об одних и тех же событиях нескольких журналистов из агентств.

Это привело к созданию почти одновременно в разных европейских странах телеграфных информационных агентств (сначала во Франции, потом в Германии и Англии; английское агентство Рейтер существует и в настоящее время).

Первые агентства, располагая значительной по количеству и разветвленной сетью корреспондентов, используя технические средства быстрой (сначала телеграф, затем телефон, телетайп, телекс, телефакс с использованием наземных и космических средств) связи, собирали и обрабатывали большой объем информации, оперативно передавая ее СМИ за соответствующую плату.

Использовать эту информацию можно было лишь со ссылкой на источник (благодаря чему публикующее сообщение СМИ не несло ответственности за его содержание). При передаче такого сообщения возможны сокращения и компрессия, а также дополнительные комментарии.

Первоначально агентская информация носила событийный характер и, передаваемая по телеграфу, была предельно краткой (отсюда «телеграфный стиль»). Вот легендарный обмен сообщениями Херста и его корреспондента перед испано-американской войной 1898 года. «Все спокойно.

Ничего не происходит. Войны не будет. Хочу вернуться. — Ремингтон». Ответ: «Прошу оставаться. Обеспечивайте рисунки. Я обеспечу войну. — Херст».

Однако по мере развития журналистики и расширения ее нужд в самой различной информации характер агентской информации менялся.

Стали появляться развернутые сообщения, различные формы комментария. Наряду со стандартной информацией, передаваемой всем подписчикам-абонентам, возникла так называемая эксклюзивная информация (англ. exclusive — «исключительный»), подготавливаемая по специальному заказу редакции издания или программы только для помещения в этом канале информации.

Агентства стали выпускать специализированные вестники, рассчитанные на конкретные группы «потребителей» — по тематике, характеру изложения материала, источникам сведений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)