Культуроемкость полиэтнической образовательной среды

Поскольку в многонациональном государстве практически в любом регионе (некотором культурно-образовательном пространстве) субъектами образовательной деятельности выступают представители разных народов, этносов, образовательная среда является полиэтнической.

Поэтому культуроемкость данной среды можно описать исходя из набора составляющих образовательной среды и объема насыщенности каждой составляющей, определяющей возможности удовлетворения образовательных потребностей конкретного человека в определенное время и в конкретном месте.

Субъект образования может выбрать и выбирает возможности, которые, по его мнению, необходимы и достаточны для удовлетворения его образовательных потребностей.

Однако если в силу объективных и субъективных обстоятельств субъект не сможет в полном объеме удовлетворить их, возникает образовательная депривация. Ее причины могут быть различными.

Одни зависят от недостаточной насыщенности образовательной среды (объективные факторы), другие — от завышенного или заниженного уровня притязаний, которые ведут к формированию нереальных образовательных потребностей (субъективные факторы).

В современных условиях мир — это пестрая картина национально – этнического многообразия.

Однако этнические процессы неоднозначны, рождают множество проблем и противоречий. К примеру, этническая идентичность как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.

Этничность — зависимая переменная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами.

Однако в процессе социализации человека в полиэтнической среде в большинстве случаев оказывается значимым не столько представление о субъективной принадлежности личности к своей этнической группе, сколько реальное соотносительное взаимовлияние базовой (титульной) и этнической культуры.

Соответственно могут быть рассмотрены четыре варианта этнической идентичности:

  • интегрированная (сильная идентификация как с базовой культурой, так и со своей этнической группой);
  • ассимилированная (сильная идентификация с базовой культурой, слабая — со своей);
  • изолированная (слабая идентификация с базовой культурой, сильная — со своей);
  • маргинальная (слабая идентификация как с базовой, так и с этнической культурой).

Концепция образования должна учитывать, что полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. В образовании должны разумно сочетаться два основополагающих процесса.

С одной стороны, воспитание национального самосознания (идентичности), укоренения в сознании молодого поколения понятий, определяющих духовную жизнь этноса, нации: родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса.

Чем выше духовное чувство национального, тем глубже  осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность развивающегося человека.

С другой стороны, образование должно создать благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я – социальная группа – общество – мировая цивилизация» (формирование интегрированной идентичности).

Современное образование должно быть направлено в первую очередь на воспитание учащихся в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации, плюрализма мнений, уважения к чужой культуре, в том числе религии, традициям, образу жизни других этносов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)