Кризис Русской цивилизации

Имеется общая схема эволюции отраслей культуры, но не все типы культуры обязательно проходят все стадии. Это зависит как от менталитета нации, так и от внешних обстоятельств.

В русской культуре, в отличие от западной, не было периода главенства таких рациональных отраслей, как философия и наука. Как сказал Д. Галковский в «Бесконечном тупике», «мысль, изреченная в России, иррациональна».

От мифологии главенствующая роль перешла к религии (крещение Руси как переломная точка), минуя философию.

Серьезно ослабил господство религии в России церковный раскол XVII в., но наука в России так и не пришла к власти, хотя были выдающиеся ученые М.В. Ломоносов (1711—1765), Н.И. Лобачевский (1792— 1856), Д.И. Менделеев (1834—1907), И.П. Павлов (1864—1936); изобретатели А.С. Попов (1859—1905), В.К. Зворыкин и др.

Философия и наука развивались, поскольку в каждой культуре есть определенное количество более или менее рационально мыслящих индивидов, но данные отрасли культуры не могли в целом подняться на высшую ступень пьедестала.

Примеры научного синтеза в русской культуре:

  1. таблица химических элементов Д.И. Менделеева;
  2. учение о биосфере В.И. Вернадского. На этих примерах видно, что чем больше элементов и фрагментов реальности участвуют в синтезе, тем лучше.

Это относится не только к русской и не только к науке, а к культуре в целом. От религии первенство перешло к идеологии (Октябрьская революция как еще одна точка бифуркации).

Духовное развитие России укладывается в схему двух модификаций русской идеи — православной и коммунистической, — впервые предложенную Бердяевым.

На переход к главенству идеологии повлиял церковный раскол, ослабивший позиции православия, последовавший за ним светский раскол на западников и славянофилов и распространение под влиянием развития науки нигилизма, т.е. не господство науки, а, наоборот, размывание религиозных основ с помощью науки.

Науку победила идеология, не дав ей подняться на высшую ступень пьедестала культуры. Русская наука подчинилась идеологии, и этим объясняется отрицание важных направлений научного исследования в СССР в ХХ в.

О том, как идеология боролась с наукой, свидетельствует отношение к фундаментальным научным достижениям ХХ в. — генетике и кибернетике.

Главный удар идеологии пришелся на религию как лидирующую отрасль духовной культуры и по существу единственную, имевшую вес в России. Досталось также философии и науке, с которой идеологии все же пришлось в какой-то мере считаться.

Это пример культурной борьбы, в которой больше всего проиграла по законам культуры отрасль, применявшая физическую силу, т.е. идеология. Ей трудно теперь будет убедить тонкий духовный слой русской интеллигенции в благих намерениях и придется скрывать самое имя, чтобы не вызывать подозрений.

Марксистская идеология в России впитала идеал массового мученичества и жертвенности. «И как один умрем в борьбе за это» — слова популярной песни.

Речь идет о жертвенности, которая присутствовала в русской интеллигенции XIX в., шедшей в народ, чтобы просвещать его и разделить с ним тяготы жизни (первый русский интеллигент, по Бердяеву, — Радищев).

Героический энтузиазм присутствовал в ХХ в. в утверждении советской власти, индустриализации, коллективизации, восстановлении разрушенного Отечественной войной хозяйства.

Искусство и науку в России всегда питала жертвенность, что характерно для интеллигенции — специфически русском явлении, не понимаемом и находящемся между молотом власти и наковальней массы. Русский народ в полной мере ощутил на себе господство идеологии — и энтузиазм, который она несет, и тиранию, которую налагает.

Сталинские репрессии — это жертвы на алтарь идеологии. Коммунистическая идеология дала возможность проявиться самоотверженности, свойственной русскому народу, его способности сплачиваться и с помощью немыслимых жертв решать поставленные задачи.

Хотя выход в космос и не был главной целью идеологических правителей, именно он стал главным культурным результатом советской цивилизации. 12 апреля навсегда станет точкой отсчета космической цивилизации.

Застой начался сразу же после выхода в космос. Кукурузная эпопея, преследование инакомыслящих, атмосфера лицемерия и лжи — многое можно простить, если есть великая идея, во имя которой приносятся жертвы. Если она растаяла, жертвы напрасны.

Так и произошло, приведя СССР к краху и поставив русский народ и культуру на грань выживания. Через 25 лет после выхода человека в космос тоже в апреле произошла катастрофа на Земле, и она подвела черту под коммунистическое правление, показав, что космическая цивилизация должна быть в то же время экологической.

Стихийные природные бедствия — землетрясения, извержения вулканов, наводнения — дополнили рукотворные катастрофы — аварии на АЭС, высыхание моря и т.д. Экологи предупреждали об опасности атомной энергетики и призывали отказаться от нее, но не были услышаны.

Атомная энергетика приносила прибыль, а во главе советской науки стояли физики-ядерщики с президентом АН — создателем реакторов чернобыльского типа, считавшим, что АЭС настолько безопасны, что их можно ставить на Красной площади.

Почему не могли воплотиться в жизнь утопии? Не только из-за несовершенства людей, но и из-за методов воздействия на них, использования насилия — средства, противоречащего цели. СССР разрушила идеология и борьба с ней (в соответствии с точным замечанием: «Метили в коммунизм, а попали в Россию»).

Идеология увлекла за собой русскую цивилизацию в пропасть. Последняя испытывает надлом, если не разложение, уж вызов-то точно. Ее предали власти наверху и наивные люди внизу.

Реальность уничтожения СССР, ее промышленного и научного потенциала является еще одним подтверждением того, что в нынешнюю эпоху наука не способна на самостоятельное существование и полностью зависит от идеологии.

В считанные годы в России наука в результате прекращения ее финансирования практически сошла на нет, и это лучшее доказательство ее зависимости. Место государства занял криминал как высшая стадия распада общества и предвестие гибели. События последних лет, когда объявленная перестройка обернулась разрушением государства, заставляют патриотов Родины, перефразируя Унамуно, сказать: «У меня болит Россия».

В период духовного разброда в бывшем СССР нельзя забывать, что у нации, если она хочет существовать как единое тело, должна быть идея. Ее нельзя придумать. Пробуждение русской идеи будет связано с ролью России в развитии всемирной космической цивилизации. Русская всечеловечность и самопожертвование могут здесь пригодиться.

Великий шоковый путь вывел Россию в космос. Являясь самым большим государством по площади в мире Россия по своим геополитическим показателям претендует на первенство в мире.

Сможет ли она реализовать свои потенции? Имеются ли внутренние силы для такого подъема? Для выполнения Россией этой роли необходимо существенное повышение роли русской интеллигенции как творца культуры. А как же масса? Нужно, не приноравливаясь к ее слабостям, помогать ей развиваться.

Общественный прогресс — результат сознательности людей, а не внешнего идеологического давления. Не отказываясь ни от чего хорошего из прошлого, идти к лучшему будущему. Стремиться к царству небесному и строить царство справедливости на Земле вместе с природой, а не вопреки ей.

Развитие русской цивилизации шло во второй половине XX в. в борьбе с другой космической цивилизацией — американской. Столкновение американской мечты и русской идеи было одним из самых важных столкновений культурных типов.

Материально прекрасно оформленная и поддержанная, американская мечта о преуспеянии и обогащении борется на ее территории, осуществляя культурную экспансию, с русской идеей, которая вроде бы не столь заметна и с трудом выразима.

Включая телевизор, заходя в кинотеатр или просто проходя по улице, мы становимся ареной этой борьбы, и американская культура, особенно музыка (не вполне американская), завоевывает все большую территорию наших душ, которые долго держали в неведении о многом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)