Криминалистическое исследование писем

Криминалистическое исследование письма представляет собой систему знаний о процессе письма и формирования почерка и разработанной на этой основе методики идентификации личности исполнителя или автора
рукописи.

Иногда в литературе криминалистическое исследование письма подразделяют на судебное почерковедение и автороведение.

Под письмом понимается средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных знаков. В письме различают две стороны: смысловую и графическую.

Смысловая сторона письма – это содержание написанного, результат мышления, иначе письменная речь, а графическая – почерк.

Письменная речь и почерк обладают (выражаются) определенными признаками. Признаки письменной речи используются для установления автора рукописи (автороведческая экспертиза), а признаки почерка для установления исполнителя рукописи (почерковедческая или графическая экспертиза).

Если автор и исполнитель письма одно лицо, проводится почерковедческая экспертиза. Установление лица в этом случае осуществляется по признакам письменной речи и почерку.

Автороведческая экспертиза осуществляется тогда, когда автор и исполнитель разные лица, или когда текст выполнен на пишущей машинке.

Почему же возможно установление исполнителя (автора) письма по почерку и письменной речи? Каковы научные основы этого процесса?

Ранее уже отмечалось, что почерк это графическая сторона письма (система письменных знаков), с помощью которой технически запечатлеваются мысли.

Что же такое почерк в сущности? Почерк это привычная и индивидуальная для каждого человека система движений (руки), служащая для фиксации письменной речи.

Интересно
В основе почерка лежит письменно-двигательный навык. Он формируется с детского возраста и заканчивается к 20–25 годам. На начальном этапе письменные знаки выполняются медленными движениями в соответствии с преподанными «типовыми прописями».

Внимание пишущего обращено на точное воспроизведение форм письменных знаков. По мере привыкания к выполнению знаков определенными движениями, пишущий начинает ускорять процесс письма и перестает думать о точности их воспроизведения, упрощает их, меньше затрачивает физических и нервных усилий. В результате каждый обучающийся находит быстрые и легкие движения для выполнения письменных знаков.

Для каждого человека в силу индивидуальных особенностей строения и действия костно-мышечного аппарата быстрые и легкие движения будут индивидуальными (удобными). Удобные движения в результате многократного повторения закрепляются в определенную устойчивую систему в виде навыков.

Формирование навыков с физиологической стороны объясняется возникновением в деятельности центральной нервной системы сложного сочетания условных рефлексов, так называемого динамического стереотипа.

Динамический стереотип – слаженная, уравновешенная система реакций организма, осуществляемая в однообразной, повторяющейся обстановке. Таким образом происходит постепенный переход от медленного вырисовывания письменных знаков к их автоматическому написанию, т. е. вырабатывается почерк. Человек думает теперь о том, как правильно выразить мысль.

Наряду с этим вырабатываются:

  • привычки (навыки) письменной речи;
  • способы выражения своих мыслей;
  • привычки построения рукописи, размещение текста, подписи, даты.

В соответствии с особенностями образования навыков письма почерк каждого человека приобретает признаки, которые в совокупности образуют характерную индивидуальную только для данного лица систему совокупность) признаков, не могущую повториться в почерке другого лица.

Другим важным свойством почерка является его относительная устойчивость. Это означает, что в почерке человека на протяжении его жизни могут происходить какие-либо изменения.

Изменения могут быть:

  • естественно-возрастные, физическое или психическое состояние пишущего, необычные условия письма;
  • искусственные – маскировка (письмо левой рукой или печатными буквами), имитация (подражание, срисовывание);
  • патологические – болезнь, травмы.

Все эти отклонения в почерке, каким бы условиями они не вызывались, остаются относительными. Поэтому каждая рукопись в целом всегда сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность определенных признаков, достаточных идя идентификации.

Для идентификации личности по рукописи в криминалистике используются идентификационные признаки письма. К ним относятся: признаки письменной речи, топографические признаки, особое привычки письма, признаки почерка (общие и частные).

Признаки письменной речи.

Письменная речь – способность излагать смысловую сторону письма. Она характеризуется следующими признаками:

Стиль изложения:

  • язык (художественный, газетный, просторечный);
  • манера (лаконичная, многословная);
  • построение рукописи (по плану, без плана).

Словарный запас языка:

  • лексика (богатая, ограниченная) характеризует уровень общеобразовательного и профессионального развития;
  • употребление архаизмов, варваризмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонных слов, лишних слов.

Общий уровень грамотности (степень владения грамматикой). Оценивается наличием орфографических, синтаксических ошибок. Уровень грамотности может быть оценен как грамотный (высокий), средней грамотности (средний), неграмотный (низкий).

Задачи, решаемые по признакам письменной речи:

  • идентификационного характера:
    • является ли определенное лицо автором текста конкретного документа;
    • автором нескольких документов;
    • автором отдельного фрагмента документа;
  • диагностического характера:
    • уровень образования;
    • родной язык;
    • возраст;
    • профессия;
    • род занятий.

Топографические признаки (устойчивы). Это привычное для лица размещение текста и его отдельных частей:

  • наличие (отсутствие) полей;
  • абзацы, отступы;
  • расположение и форма строк;
  • размещение заголовков, нумераций, страниц, дат, подписей и др.

Особые (специфические) привычки письма – это способы: внесение исправлений, выполнения дат, нумерация страниц, сокращение слов. Эти признаки также устойчивы.

Признаки почерка. Как всякий объект идентификации почерк имеет общие и частные признаки. Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений руки при выполнении рукописи.

К ним относятся выработанность почерка. Определяется темпом письма, координацией движений и их устойчивостью. Почерк может быть выработанный, средней выработанности, невыработанный.

Сложность почерка тесно связана с выработанностью.

По сложности почерк может быть:

  • упрощенный (утрата отдельных элементов при увеличении скорости письма);
  • усложненный (внесение дополнительных элементов);
  • простой (соответствие прописям).

Общая форма и направление движений:

  • прямолинейно-дуговая (прописи);
  • прямолинейно-угловая;
  • криволинейная;
  • смешанная;
  • левоокружная, правоокружная.

Размер почерка (строчных знаков): крупный – от 5 мм и > (строчных знаков), средний – от 2–5 мм, мелкий – до 2 мм Разгон почерка: сжатый – ширина < высоты; средний – ширина = высоте; размашистый – ширина > высоты.

Связность почерка (зависит от темпа письма):

  • высокоразвитый до 5–6 знаков;
  • средней связанности до 3–4 знаков;
  • отрывистый 1–2 знака.

Степень нажима (при использовании перьевых ручек).

Частные признаки – особенности выполнения отдельных букв (цифр) и их элементом. В частных признаках выражается в большей степени индивидуальность почерка и его устойчивость, которые сохраняются даже при умышленном изменении почерка. По этим признакам в основном и осуществляется идентификация.

Все частные признаки рассматриваются: по форме, направлению, протяженности, виду соединения, количеству, последовательности и сложности движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Подготовка материала для почерковедческого исследования.

Для производства экспертизы в распоряжение эксперта необходимо представить:

  • постановление о назначении экспертизы;
  • исследуемые документы;
  • образцы почерка.

Образцы могут быть:

  • свободные. Рукописи, исполненные при обстоятельствах, исключающих умышленное искажение признаков письменной речи и почерка;
  • экспериментальные. Рукописи, исполненные по заданию следователя специально для экспертизы;
  • условно свободные. Рукописи, исполненные после возникновения уголовного дела (не по заданию следователя).

Требования к свободным образцам:

  1. Соответствие по времени выполнения исследуемым рукописям.
  2. Одинаковые по виду и назначению с исследуемым документом.
  3. Соответствие исследуемым рукописям по виду пишущего прибора, которым исполнены, по сорту, качеству, формату бумаги.

Получают их путем изъятия у проверяемого по месту жительства (письма, дневники, записные книжки), по месту работы (служебная переписка, из личного дела).

Экспериментальные образцы получают с учетом особенностей исследуемой рукописи и решаемых экспертизой вопросов на основании ст. 202 УПК РФ.

Эти образцы могут быть: обычные (для их получения следователь не создает специальных условий); специальные (создаются специальные условия, приближенные к условиям выполнения текста исследуемого документа).

Они могут быть получены путем: диктовки текста исследуемого документа или иного заранее подготовленного текста; самостоятельного письма По предложению следователя проверяемый в его присутствии пишет, например, автобиографию, объяснения и т. п.

В случае, если проверяемый искажает почерк, увеличивается темп письма или диктовка производится с перерывами в течение нескольких дней. Нельзя показывать проверяемому текст исследуемого документа, говорить, как пишется то или иное слово, а также расстановку знаков препинания.

Количество сравнительного материала.

Минимальный объем экспериментальных образцов для сравнения почерка рукописи 12 листов писчей бумаги, а подписи – не менее 30–40 (по 6–8 подписей на отдельных листах). Свободные образцы представляются в количестве не более 5–6 документов различного характера, а образцов подписей не менее 10.

Методика исследования рукописей.

Подготовка к исследованию:

  • ознакомление с материалами, поступившими на исследование;
  • ознакомление с обстоятельствами дела;
  • осмотр исследуемого документа;
  • осмотр образцов почерка (виды, соответствие правилам получения, сопоставление между собой);
  • составление плана исследования.

Раздельное исследование:

  • разработка признаков письменной речи;
  • разработка общих признаков почерка;
  • алфавитная разработка почерка (частных признаков).

Сравнительное исследование.

Выявление совпадений и различий, т. е. выяснение составляют ли совпадающие (или различающиеся) признаки необходимую систему, совокупность признаков, необходимых для идентификации.

Оценка результатов исследования. Выводы и их обоснования: Категорические заключения – прямые ответы на вопросы (положительные или отрицательные). Вероятные заключения.

«Рукописный текст выполнен вероятно Ивановым», «Вероятно не Ивановым, а кем-либо другим…», «Категорически ответить не представляется возможным».

Невозможно решить вопрос.

«Ответить на вопрос: Ивановым или кем-либо другим исполнена рукопись не представляется возможным по…».

Таким образом, письмо образуется за счет тесного взаимодействия интеллектуального навыка – письменной речи и двигательного навыка – почерка.

Интересно
Для того чтобы идентифицировать человека по признакам письма, необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все те особенности, элементы, которые в своей совокупности позволяют установить тождество или различие.

Такими показателями, с помощью которых устанавливается исполнитель (автор) рукописи, являются идентификационные признаки письма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)