Краткая история формирования гендерной психологии

Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов (пожалуй, только 3. Фрейд присутствует во всех обзорах).

Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру. имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщины, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.).

Порой это знание слишком идерлогизированно, но я считаю неправомерным вносить в науку элемент идеологии. В психологии существует традиция объективного экспериментального исследования и эмпирической проверки теорий. Поэтому прежде всего мы будем обращаться к научным исследованиям проблемы.

К примеру, установлено, что пол исследователя и испытуемого может повлиять на получаемые результаты. Но это не должно быть следствием умышленного их искажения. И, зная такую закономерность, переменную пола можно специально контролировать в исследованиях, а не отказываться от них.

Интерпретация психологических экспериментов также должна анализироваться с научных, а не с идеологических позиций. Порой эти результаты вызывают бурю восторга («вот мы вам и доказали, что наш пол не хуже!»), в других случаях — бурю возмущения, и авторов подозревают в ненависти (к женщинам или к мужчинам).

Порой даже предлагается запретить те или иные исследования (к примеру, исследования, результаты которых говорят о преимуществе одного пола над другим), но вряд ли такая реакция является позицией настоящего ученого.

Гендерная проблематика имеет важное прикладное значение. Но и психологам-практикам, работающим с клиентами, следует знать научные основы этой области, а не основываться на материалах популярной литературы, авторы которой часто просто стремятся к сенсации и не знакомы с основными исследованиями и закономерностями.

Учитывая всю сложность задачи, мы попытаемся проследить, как формировалась гендерная психология и к чему она пришла.

Поскольку гендерные исследования стали проводиться сразу и нескольких науках, иногда не избежать привлечения работ и идей философов, социологов, демографов, этнографов, которые в свою очередь обращаются к психологическим исследованиям.

И все же необходимо помнить о специфике нашей науки, ее понятиях, традициях, методах и методиках, чтобы не утратить предмет собственно гендерной психологии.

Мы не ставим задачу провести критический анализ упоминаемых работ, напротив, ограничимся лишь позитивным (или нейтральным) перечислением того, какой вклад в гендерную проблематику внес тот или иной конкретный автор или то или иное конкретное направление.

Хотя термин «гендер» (социальный пол, пол как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.), тем не менее в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые мы можем отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX в.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX в. — 1930-е гг.);
4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е гг.);
5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).

В отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX – начало XX в.; 1920-1930-е гг.;1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мы рассмотрим их параллельно с зарубежными.

Говоря об античном периоде гендерных исследований, обычно называют имена Платона и Аристотеля. Я последую этой традиции.

Платон Афинский (427-347 гг. до и. э.) в своих трудах «Пир», «Государство». «Законы», «Тимей» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов (благодаря этому его называют первым античным «феминистом», что вряд ли правомерно — его взгляды были противоречивыми, да и вооб-ще это не слишком корректно).

Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros — мужчина и gyne или gynaikos — женщина) — существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины.

Таким образом, мужчины и женщины — это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке — в частности. ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет. При переизбытке населения часть его необходимо переселять в колонии.

Отношение к женщине у Платона было противоречивым: с одной стороны, негативным, так как он считал ее низшим существом, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине (первую он назвал «пошлой Афродитой», а вторую — «небесной Афродитой»), и, наконец, утверждал, что если мужчина был трусом и нечестным человеком, то после смерти его душа переходит в женщину.

С другой стороны, это отношение было позитивным: в идеальном государстве, которое он описал, женщина могла участвовать во всех делах наравне с мужчиной, Платон освобождал ее от необходимости вести хозяйство, считал ее профессиональные способности равными мужским (женщины могли быть даже философами и воинами), а воспитание детей вменял в обязанность в равной степени обоим полам.

Эти идеи позже можно встретить в трудах многих специалистов — в том числе и по гендерной психологии.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, выглядит скорее «антифеминистом». Разумеется, это не упрек ему — он выражал те взгляды, которые были свойственны его времени. И вообще вешать современные ярлыки на наших давних предшественников не слишком корректно, поэтому я и взяла это определение в кавычки.

Нас интересуют следующие его идеи:

а) законы о браке;
б) отношения между мужем и женой в семье;
в) ограничение народонаселения;
г) способы сокращения избытка народонаселения:
д) роль женщины и мужчины в обществе;
е) разделение труда между полами и
ж) в целом взгляды на сущность мужчины и женщины, высказанные в таких сочинениях, как «Политика», «О возникновении животных» и др.

Так, Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны. только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать:

а) с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине — до 18 лет (очевидно, имелась в виду зрелость, но для мужчины — социальная, а для женщины — биологическая, и в этом тоже прослеживается разное отношение к полам);
б) путем умерщвления больных детей (и это следует узаконить):
в) установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.

Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями рабы и господина. В сексуальных отношениях, так же как и во всем остальном. следует придерживаться этического принципа арете («середины между двумя пороками»): самообладание — это середина между распущенностью и бесчувственной тупостью. Единственный смысл разделения полов — рождение детей, а назначение женщины — вынашивание потомства и ведение хозяйства.

В семье у мужа и жены разные обязанности, и они не вмешиваются в дела друг друга. Различны нормы поведения для мужчин и женщин: то, что для женщины является добродетелью (к примеру, молчание), для мужчины — нет, и наоборот.

Мужчина и женщина — не равные существа. Женщина дает ребенку тело, мужчина — душу, душа лучше и божественнее тела. Мужчина — норма, женщина — отклонение от нее. Мужчина выше, женщина ниже по своей природе.. Мужчина властвует, женщина подчиняется.

Оставляя в стороне утверждение о «природной естественности» неравенства мужчин и женщин, заметим, что многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди в XXI в., — столь живучи гендерные стереотипы.

Обычно обращение к Аристотелю считается хорошим тоном: «Еще Аристотель сказал…», но в данном случае вряд ли стоит повторять мысли, высказанные в обществе, где нормы поведения были далеки от тех, которые считаются цивилизованными сегодня.

Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим — эталонным, даже мысль о необходимости регулирования рождаемости (хотя и не с помощью умерщвления новорожденных) — это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.

Так что можно считать, что и здесь Аристотель сказал свое слово. Правда, совершенно неприемлемо его положение, что один пол (неважно, какой) является высшим, а другой — низшим.

В эпохе Возрождения нас интересуют утопии. Томас Мор (1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность (в качестве священников), служба в армии (правда, только вместе с мужьями).

На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители.

Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается (они обучаются в том числе и военному искусству), не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают.

Но семьи нет. Правда, существует проблема подбора партнеров — для рождения детей. Решается она с помощью астрологии, но решение принимает триумвират начальников, которые регулируют рождаемость в обществе.

Таким образом, говоря современным языком, Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.

В дальнейшем несколько интересных идей, касающихся гендерной психологии, высказал Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он проанализировал подобия и различия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин (то, что позже будет названо «гендерными стереотипами»), а также рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке.

По мнению Руссо, равенство, подобие мужчин и женщин заключается в их сходстве как биологических существ, представителей человеческого рода: схожи многие органы, потребности и способности. Однако как общественные существа они не равны, и это объясняется их врожденными характеристиками (последняя идея вряд ли приемлема в современном обществе).

Соответственно, различны и нормы поведения («добродетели»): для мужчины это — откровенность, прямота. добросовестность, самостоятельность суждений, правдивость, а для :-стыдливость, хитрость, кокетливость, учет мнений других людей, притворство

Руссо считал, что женщина обладает изящным и проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причем не только в области того, как вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В брак и женщины и мужчины должны вступать по любви, и оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга.

Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство (участие в принятии политических решений, независимость суждений), а женщинам — пассивное (объект управления).

Некоторые качества женщины связаны с рождением детей (она боязлива, слаба), другие — с ее ролью облагораживания общества (благонравна, красноречива, рассудительна, с выразительным лицом).

Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения, и о том, что их свойства связаны с биологическим и культурным предназначением.

Как видите, очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной».

До сих пор этот аргумент очень популярен — кто-то обращается к данным о поведении животных, кто-то — к исторически сложившимся традициям. Гендерные стереотипы также часто построены на такой основе — так принято, потому что так сложилось. Современная наука требует иных доказательств и аргументов.

Английская писательница Мэри Уоллстоункрафт (1759-1797) высказала идею о том, что «природные» склонности и особенности женщин и мужчин являются результатом воспитания. Девочки наряжаются и играют в куклы, а мальчики играют в другие игры — шумные, активные (сегодня это принято называть «гендерной социализацией»).

Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе в языке, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях (сексуальных и супружеских) и об ограничении рождаемости.

Он обратил внимание на слова, которыми обозначают мужчин и женщин. Если в языке профессия или принадлежность к социальной группе называются только «мужскими» словами, это признак неравенства полов. Он предложил создать «нейтральный» язык — с равным количеством мужских и женских наименований.

К примеру, это омниарх и омниархиня — властители Земли. Другие пары слов: цезарь и цезарина, калиф и калифа, султан и султанка и пр. Функции традиционного брака (быт, воспитание детей, забота о пожилых) Фурье предлагал передать обществу, а точнее его первичной ячейке — фаланге.

Мужчин и женщин, освобожденных от этих обязанностей, должны связывать лишь любовь и сексуальные отношения, основанные на стремлении к наслаждению.

Люди могут сами выбирать тип этих отношений:

а) воздержание;
б) частая смена партнеров;
в) групповые отношения;
г) длительные отношения одной пары (последнее скорее исключение).

По Фурье, нормы сексуального поведения для мужчин и женщин должны быть одинаковыми (хотя он считал, что женщинам в меньшей мере свойственно стремление к частой смене партнеров). По его мнению, гармоничное развитие человека, хорошая и обильная пища приведут к понижению плодовитости мужчин и женщин, что считалось благом (во нзбежание пе-ренаселения).

Фурье предвидел многие современные проблемы гендерной психологии. По-прежнему не утихают споры вокруг того, как различный статус женщин и мужчин в обществе подчеркивается в языке.

Считается, что «мужскими» словами (т. е. словами, связанными с обозначением мужчин, — в частности, это могут быть слова мужского рода) обозначают престижные занятия, а « женскими» — непрестижные (сравните в русском языке: «командир» и «няня» — нет аналогов для женщин в первом случае и для мужчин — во втором).

Кроме лингвистической проблемы у Фурье мы видим и современную идею дополнительности мужского и женского лидерства. Также актуальны его идеи о двойном половом стандарте в сексуальной морали (разные критерии оценки сексуального поведения мужчин и женщин), разнообразии гендерных сексуальных отношений, кризисе традиционной семьи, регулировании рождаемости.

Интересна мысль немецкого романтика Фридриха Шлегеля (1772-1829) о целостной личности, которая соединяет в себе личностные характеристики и мужчины и женщины.

В отличие от многих предшественников, он подчеркивал не «естественное» различие полов по этим характеристикам, а, напротив, советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества (к примеру, эмоциональность), а женщинам — мужские (рациональность).

Эта идея — каждому полу учиться у другого и перенимать у него то, что является слабым и неразвитым, — звучит очень современно (к примеру, менеджерам рекомендуют учиться у представителей противоположного пола) и способствует улучшению гендерных отношений.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин — конкретность. Мужчинам понятна абстрактная идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному человеку.

В главе, посвященной социальному поведению, мы увидим, как эта идея подтверждена современными экспериментальными исследованиями (к примеру, в реакции на плохого работника мужчины исходят из норм справедливости, а женщины — равенства).

Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция — норма, а женская — отклонение от нее, что неприемлемо с позиций современной науки.

Помимо этого, Шопенгауэр высказывал мысль (также имеющую современное звучание) о том, что дети должны рождаться в результате любви, страсти между мужчиной и женщиной. Других основ брака он не признавал (цит. по: Введение в гендерные исследования, 2000).

Итак, на первом этапе разные ученые высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии. Но как самостоятельная область она еще не сложилась. И, по существу, на этом этапе не было работ, которые бы целиком были посвящены интересующей нас проблематике.

Второй этап (конец XIX — начало XX в.) — период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация в обществе. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России.

Это движение,, которое, повторяем, мы не считаем частью истории гендерной психологии как науки, тем не менее оказало yа нее стимулирующее влияние, прежде всего в том, что привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Понятие феминизм (от лат. femina — женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX в. (позже, чем явление, которое оно обозначает). В 1830 г. появился другой термин — «эмансипированная женщина» (от лат. emancipatio — освобождение).

Участниками этого общественного движения являются и женщины и мужчины. Направление борьбы — предоставление женщинам равных с мужчинами прав: избирательных, экономических (участие в общественном производстве), на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж “выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин).

Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати.

Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage — голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и c требованиями предоставить право на образование. В ряде стран женщины добились включения их в экономическую жизнь (опять же — незамужние) и обнаружили, что их труд ценится слишком дешево. Были созданы женские профсоюзы — для борьбы за экономические права (в начале XX в. они действовали во многих странах Европы и Америки).

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт.

Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Иногда феминистки (не все) прибегали к эпатажным формам борьбы: демонстрациям, пикетам, поджогам, призывам к отказу от семьи, брака, детей, бойкотированию любых форм общения с мужчинами-поработителями, пропаганде лесбийской любви.

Феминизм на протяжении своей истории неоднороден. Вот некоторые из его направлений:

  1. Амазон-феминизм доказывает физическое равенство (или даже превосходство) женщин над мужчинами. Образ женщины-богатыря противопоставляется традиционному патриархатному стереотипу о слабой и беззащитной женщине. В борьбе используются сила и напористость.
  2. Культурный феминизм пытается доказать, что женщины от природы лучше мужчин, поэтому, если женщины будут у власти, мир будет организован более справедливо — не будет войн, экологических катастроф и т. п. Ориентирован на некоторую изолированность от мужской культуры. Создаются культурные женские клубы, кризисные центры для женщин.
  3. Сепаратизм пропагандирует радикальное размежевание полов — разрыв всех коммуникативных связей с мужчинами. Только в изоляции от мужчин и их постоянного влияния возможен личностный рост женщин. Мероприятия проводят только для женщин. При этом путать сепаратисток с лесбиянками неправомерно.
  4. Радикальный феминизм (появился в 1967 г.) выдвигает положение о том, что дискриминация женщин пронизывает всю человеческую культуру и устранить ее можно только с помощью социальных изменений. Утверждается необходимость разграничения биологических различий между мужчинами и женщинами и культурно созданных гендерных стереотипов, которые приобретают статус обязательной нормы. От последних необходимо избавляться.
  5. Гуманистический, или интеллектуальный, феминизм возник сравнительно недавно. Считается, что маскулинная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин. В ней утверждается культ силы. Мужчинам и женщинам навязываются роли: сильного и агрессивного добытчика и господина и слабой и беззащитной, экономически зависимой подчиненной. Поэтому следует пересмотреть ценности и нормы общества и по-иному выстроить гендерные роли и мужчин и женщин.

Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Это побудило исследователей сравнивать этих представите лей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Прежде всего появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем.

В 1899 г. выходят две книги русского автора П. Е. Астафьева — «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки».

Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщин характерны:

  1. большее развитие бессознательной сферы;
  2. такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;
  • пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;
  • слабость воли и слабый контроль за эмоциями;
  • легкая возбудимость;

в речи и общении — выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям в речи;

  • большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);
  • неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);
  • податливость влиянию окружающих;
  • успехи в качестве актрис и певиц (объясняются эмоциональной выразительностью);
  • неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.

Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных построений автора. Хотя он и ссылается на «доказательства психологов» (в основном на труды немецкого ученого Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых различий еще не располагала подобными доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.

В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии.

Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.

По Вейнингеру (1991), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к примеру). Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени.

К примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами).

Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален — одновременно и мужчина и женщина.

Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали — степень фемининности), тем в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальность и связанная с нею любовь являются центром жизни женщины: для нее имеет значение дефлорация, брачная ночь и т. и.

Сексуальные переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина — лишь временами (эти взгляды на половые различия в сексуальном поведении по-прежнему популярны).

Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком «верного» партнера является непохожесть его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств массовой коммуникации формируются стереотипы — «секс-символы» и когда мы знаем, что сексуальный образ складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).

Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга.

Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).

Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее подтвердилось в современных исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).

Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования.

Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

  1. Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.
  2. Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.
  3. Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Ман-тегацца) недооценивают сложность женской психики, а женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.
  4. У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).
  5. Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).
  6. Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще встречаются у женщин (3/4 случаев), чем у мужчин. Особенно это касается аффекта страха. Женщины эмоциональны в споре и пристрастны. Самоубийства из страха перед предстоящим наказанием чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (49 н 19% соответственно). Женщины более чувствительны к иронии и насмешке, даже если это добродушные подшучивания друзей. Религиозные чувства также более выражены у женщин. Женщины более чувствительны к прекрасному, но хуже мужчин способны описать свои впечатления.
  7. Женщины лучше воспринимают, но хуже наблюдают, что объясняется их меньшим интересом (и даже отвращением, как было установлено при исследовании американских студентов) к некоторым задачам. Женщины демонстрируют тонкую наблюдательность только в том, что их интересует. В целом одни вещи лучше воспринимают женщины, другие — мужчины. Для женщин характерен более строгий отбор материала при одновременном предъявлении.
  8. Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат).
  9. У женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают.ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.
  10. Представление и воображение. У женщин — более живая фантазия ввиду их
    большей эмоциональности. Они обладают более отчетливыми и красочными
    образами. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у русских и бразильских женщин — по сравнению с англичанками). Женщины лучше мужчин воображают предстоящие разговоры и споры с собеседником — во всех подробностях. Они склонны преувеличивать свои страдания, опасения, надежды и разочарования.
  11. При сравнении умственных способностей мужчин и женщин важны критерии
    оценки.

Критерий способности к получению высшего образования. Как среди мужчин, так и среди женщин есть более и менее способные к получению образования, в связи с чем необходимо уравнять возможности доступа к высшему образованию для обоих полов.

По данным Гейманса, в Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть студенчества, они отличались более высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность к обучению, но в то же время и отсутствие способности к абстракции, связь умственной деятельности с чувствами и отсутствие собственных научных трудов.

■ Критерий высших достижений в области науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам.

Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор!).

Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков».

• Критерий патологии. Среди мужчин гораздо чаще встречается идиотизм (по данным Гейманса, 100:79 с перевесом в пользу мужчин, по другим статистическим данным от 1880 г. среди идиотов — 9809 мужчин и 7827 женщин). • Критерий оригинальности. При рисовании геометрических фигур (любых) мужчины проявили гораздо большее разнообразие, чем женщины.

■ Критерий усвоения знаний. Исследование нескольких тысяч детей в Берлине показало, что простое и распространенное содержание лучше усваивают девочки, а трудное, специальное и исключительное — мальчики.

■ Критерий интереса к задаче. Американская исследовательница Хелен Томпсон предложила пять задач для решения женщинам н мужчинам. У женщин некоторые задачи (например, разложить фигуры на шахматной доске) вызывали такое сильное отвращение, что они и не старались их решить.

Другие задачи женщины решали или за одинаковое время с мужчинами, или даже опережая их в 2 раза. Речь. Девочки начинают говорить раньше мальчиков, всю жизнь женщины говорят больше мужчин и в старости позднее становятся молчаливыми и скупыми на слова. Они дают более точные и отчетливые описания, поэтому судьи и врачи предпочитают обращаться за разъяснениями к женщинам.

И наконец, обратимся к двум исследованиям, которые пропел сам Гейманс.

Он попросил семейных врачей как можно подробнее описать своих пациентов. В результате были получены следующие данные: 2519 мужчин-врачей представили 90 характеристик личности и поведения (на 1310 мужчин и 1209 женщин-пациентов) и только 147 женщин-врачей описали по тем же параметрам 68 мужчин и 79 женщин-пациентов.

Нетрудно заметить, что в основном это были наблюдения мужчин за пациентами обоего пола. Тем не менее данные Гейманса, благодаря научной обстоятельности и добросовестности автора, стали популярны в психологии половых различий на многие годы и, по моему мнению, очень сильно повлияли на житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, сформировав бытующие до сих пор гендерные стереотипы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)