Корпоративный менеджмент

Возникновение термина «корпоративный менеджмент» связано и обусловлено появлением и последующим развитием корпораций — совокупностей лиц, предприятий, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельное юридическое лицо. По всему миру насчитывается около 40 тыс. корпоративных объединений, имеющих порядка 200 тыс. филиалов, контролирующих треть мирового промышленного производства, половину мировой торговли и 75% патентов и лицензий. Значительную роль в формировании и функционировании корпораций в их современном виде сыграли основные мировые тенденции развития экономики и общества, определяющие развитие всех экономических форм. Тенденции эти сложились под воздействием таких факторов, как дифференцированный спрос на товары и услуги, обострение конкуренции между производителями, глобализация экономического пространства, появление и быстрое развитие новых технологий, включая информационные и коммуникационные, усложнение финансово-хозяйственных отношений, ограниченность экономических ресурсов.

Процессы диверсификации, специализации, концентрации и кооперации, а также потребность в финансовых ресурсах, информационной, правовой, транспортной и других типах инфраструктур привели к значительной интеграции производств, под которой подразумевается более тесное сотрудничество и кооперация предприятий, углубление взаимодействия, развитие связей между ними вплоть до объединения экономических субъектов. Экономическая интеграция, разворачивающаяся на уровне регионов, отраслей, межотраслевых объединений, в национальных масштабах и за их пределами, послужила основой создания и функционирования корпораций. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов. Интеграция предприятия может принять И такую форму, как создание друг другу благоприятных для осуществления деятельности условий, отказ от взаимных барьеров, разграничение полномочий и сфер действия.

Рассматривая интеграцию как объективный процесс формирования корпораций, можно выделить следующие основные ее разновидности: вертикальную и горизонтальную, прогрессивную и регрессивную, а также по предприятию, выступающему объединителем. Вертикальная интеграция подразумевает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки, что характерно для предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности: нефтяной, сталелитейной. Горизонтальная интеграция, напротив, является объединением фирм, выпускающих продукцию одной степени проработки, использующих сходную технологию и т. п.

Прогрессивная интеграция — это объединение, инициатором которого выступает фирма-поставщик, стремящаяся поставить под контроль своих потребителей. Регрессивная интеграция — обратный процесс, посредством которого фирма объединяет своих поставщиков. Обычно интегрирующей фирмой выступает либо крупное предприятие, имеющее много поставщиков, которых оно стремится объединить, или занимающее монопольное положение в переработке, либо предприятие, имеющее много потребителей. Часто основой объединения ряда предприятий становится банк или другой финансовый институт, что связано с большой потребностью предприятий в оборотных средствах и инвестиционных деньгах.

Помимо вышеперечисленных основополагающих тенденций в развитии мирового хозяйства на возникновение, существование и развитие корпораций оказал влияние и ряд экономических зависимостей. Основанные на чисто практических экономических закономерностях, они тем не менее дают большие преимущества крупным предприятиям. К таким закономерностям относятся эффект масштаба, эффект интеграции, эффект комплексных преимуществ и эффект конгломерата.

Эффект масштаба возникает в результате широкомасштабных операций. Так, выпуская большие партии товара, организуя большие отделы сбыта, разветвленную сеть логистики, корпорации добиваются снижения различных издержек и, соответственно, увеличения прибыли. Данный эффект основан на законе снижения совокупных издержек на 20 — 30% при каждом удвоении объемов производства и на более полном использовании мощностей. Эффект интеграции — это эффект от преимуществ, получаемых одним подразделением в процессе разработки, производства и продажи определенного товара. Эффект комплексных преимуществ означает, что пакет услуг, товаров или соглашений при оптовых поставках гораздо более привлекателен, чем каждая отдельная часть или сумма отдельных частей. Эффект конгломерата означает, что увеличение количества подразделений распределяет риск, тем самым уменьшая его.

Корпорации получают преимущества по сравнению с обычными предприятиями и по ряду других показателей. Интеграция предприятий ведет к образованию синергетических эффектов в менеджменте. Среди этих эффектов И. Ансофф выделяет синергию сбыта, производственную синергию, синергию инвестирования, синергию управления. Синергия сбыта — это преимущества организации сбыта с точки зрения маркетинга, рекламы, коллективного распределения. Производственная синергия ведет к максимальному использованию производственных мощностей, снижению издержек при закупках, к экономии на накладных расходах. Синергия инвестирования — это мультиплицированный эффект от использования инвестиционных возможностей каждой отдельной фирмы. Синергия управления — это в первую очередь увеличение кадрового потенциала, возникающее в результате увеличения возможностей обучения, обмена опытом, внутренней ротации кадров. Сюда входят и вертикальные управленческие структуры, и официальное обучение и общение, и перекрестные связи неформального общения менеджеров разных уровней и направлений одной корпорации. Синергия управления является тем эффектом, который возникает при правильном построении корпоративного менеджмента. Такова одна из многих сторон корпоративного менеджмента, связанная с коммуникациями. Вторая его сторона связана с координацией и контролем, ведущими к наиболее эффективной расстановке кадров и снижению издержек на различных стадиях разработок, производства и сбыта.

Таким образом, корпорации можно рассматривать как реальную основу экономики любой страны. Корпоративные формы хозяйствования создаются для того, чтобы сократить риски в неравновесной экономической системе, увеличить прибыль и достичь максимального эффекта от хозяйственной деятельности, используя при том преимущества специализации и кооперации производства.
Корпорации позволяют аккумулировать ресурсы и маневрировать ими в гораздо больших масштабах, чем можно ожидать в сумме от отдельных фирм. Современные корпорации повсеместно выступают двигателями и ускорителями инвестиционного и инновационного процессов.

В ходе развития корпораций развивалась и теория управления ими, изменялись методы и формы менеджмента крупных структур. Современная теория выделяет понятие корпоративного менеджмента как одного из основных элементов организационно-управленческой структуры крупных предприятий и объединений. Корпоративный менеджмент представляет собой связующее звено между предприятиями, объединениями и функциональными, дивизиональными или региональными иерархическими структурами управления. Он выполняет функции коммуникативного, координирующего, контролирующего управления. Благодаря ему, на всех уровнях объединений образуются тесные структуры взаимодействия и общения как по горизонтали, так и по вертикали, между различными отделами, подразделениями, функциональными и дивизиональными группами.

Удачно подобранная, отвечающая насущным потребностям структура корпорации позволяет значительно увеличить устойчивость объединения и повысить эффективность управления. Организационно-правовая форма — это вид и способ структурного построения предприятия или группы предприятий, предусмотренный законами и различными правовыми нормами страны нахождения фирмы, зависящий от формы собственности, масштаба предприятия, его капитала, способа его формирования, характера соединения и соподчинения составных частей предприятия. Структура зависит от правовой сферы общества, потребностей самой корпорации, направления ее деятельности, целей и задач. К факторам, оказывающим влияние на корпоративную структуру, относятся также стратегия предприятия, корпоративная культура, культурная среда общества, зона действия, стиль руководства и многое другое. Однако основным фактором, влияющим на построение структуры корпорации, является все же правовая среда, в которой действует корпорация.

Во всем мире предприятия, входящие в корпорации, существуют, как правило, в следующих юридических формах:

  • акционерные общества открытого и закрытого типов;
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • коммандитные товарищества.

Кроме того, предприятия создают консорциумы, картели, синдикаты, ассоциации; в этих случаях не происходит юридического объединения, но предприятия договариваются о совместных действиях по ряду параметров. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Правильное использование правовых форм позволяет экономить на издержках производства, налоговых и иных платежах, формировать определенную корпоративную культуру. Соответственно, правовые формы способствуют созданию горизонтальных и коммуникативных связей.

Самой распространенной правовой формой корпорации является, пожалуй, акционерное общество. В акционерном обществе уставный капитал делится на определенное количество акций, распределяемых между акционерами. Участники общества несут при этом ответственность по его обязательствам только в пределах суммы принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов: открытые и закрытые. Отличие открытого акционерного общества от закрытого состоит в том, что владельцы акций первого могут свободно распоряжаться ими по своему усмотрению, не ставя других акционеров в известность о своих действиях. Акции закрытого акционерного общества распространяются, как правило, среди ограниченного числа участников, их передача, продажа и тому подобные действия должны быть одобрены другими акционерами. При этом акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другим акционером.

Управление акционерным обществом осуществляет собрание акционеров. Деятельность его протекает при помощи нанятых менеджеров. Создание корпорации в форме акционерного общества позволяет точно установить права владения, участия в деятельности и распоряжения, дает возможность рыночной оценки стоимости фирмы. Акционерная форма предприятия облегчает привлечение инвестиций. С другой стороны, иногда владение акциями компании дает лишь чисто номинальное право управления. Кроме того, в открытых акционерных обществах всегда существует угроза их поглощения путем скупки акций.

Другой не менее распространенной формой, используемой при создании корпораций, является общество с ограниченной ответственностью, управление которым осуществляет собрание учредителей. В отличие от акционерного общества общество с ограниченной ответственностью подразумевает участие учредителей в хозяйственной деятельности предприятия. Общества с ограниченной ответственностью создаются, как правило, для самостоятельных структурных подразделений корпорации, призванных решать определенные проблемы. Здесь не так важна публичность и открытость фирмы, решающее значение приобретают вопросы ограничения рисков. С другой стороны, гораздо сложнее становится привлекать ресурсы, необходимые для осуществления проектов. Эта проблема часто решается путем кредитов головной фирмы дочерним предприятиям.

В Европе распространенной формой корпоративных предприятий является коммандитное товарищество. В данной юридической форме участники делятся на полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Полные товарищи несут полную ответственность по обязательствам предприятия, в том числе и своим имуществом. Вкладчики несут ответственность только в пределах своих вкладов. Такая форма деятельности используется в европейских государствах для головных предприятий корпораций и фирм, работающих в сферах, где необходимо поддерживать высокий статус. Сфера деятельности подобных форм: страхование, посредническая деятельность, консалтинг. Недостатком являются сложность управления из-за значительных государственных ограничений деятельности и высокий уровень рисков.

Консорциумы, картели, синдикаты, ассоциации и конгломераты зачастую носят временный характер и создаются для достижения конкретной цели, например, во имя внедрения на рынок нового продукта или технологии. Отличительная особенность данной формы сотрудничества — сохраняющаяся независимость организаций. В таких случаях объединение бывает добровольным и не приводит к созданию нового юридического лица. Предприятия, входящие в подобные объединения, сохраняют полную хозяйственную независимость.

Консорциумы — это временные на основе общего соглашения объединения компаний для осуществления совместного капиталовложения, целью которого может служить, например, разработка и внедрение на рынок новой технологии. Члены консорциума несут солидарную ответственность по обязательствам объединения. В настоящее время консорциумы часто создаются для проведения фундаментальных исследований в области высоких и перспективных технологий. Консорциумы не препятствуют своим участникам вести борьбу за рынки. Картели — это соглашения между крупными производителями однородной продукции об объемах производства, разделении рынков сбыта, цене, объемах продаж и т. п., часто заключаемые в негласной форме. Подобные соглашения преследуют цель избежать острой борьбы за рынки сбыта и связанных с ней потерь для всех предприятий. Таким образом, предприятия избегают войны цен. Основным недостатком картелей являются монополизация рынка и могущий последовать за этим застой в развитии, внедрении инноваций.

Синдикат — это объединение близких по профилю фирм, создаваемое с целью организации коллективного сбыта продукции через сбытовую сеть одного из участников. Синдикат используется тогда, когда возможности сбыта одного из участников не могут покрыть потребностей рынка, а конкуренты не имеют в регионе достаточно развитой собственной сети. Он позволяет охватить большой рынок, быстрее и дешевле доставить продукцию потребителям. Ассоциация представляет собой наиболее мягкую форму слияния, при которой фирмы сохраняют свою самостоятельность и независимость, и определяется как объединение с целью сотрудничества в определенных областях. В отличие от ассоциации конгломерат — более жесткая форма объединения предприятий, которые, однако, сохраняют свою независимость и децентрализованное управление, поскольку действуют в разных секторах рынка, в различных сферах и направлениях. Такие слияния происходят довольно часто, но, как показывает практика, долго не существуют. В конгломератах фирмы не имеют прочных технологических и торговых связей, что является существенным недостатком, ибо затрудняет управление и координацию деятельности фирм. Поэтому большинство конгломератов либо разваливается, либо избавляется от каких-либо частей, концентрируясь на одной или нескольких сферах деятельности.

Помимо мягких форм объединения существуют и более «плотные» формы интеграции. Кроме того, предприятия, входящие в одну корпорацию, могут иметь различные правовые формы. Вот почему большинство корпораций мира существует в форме концерна или объединения предприятий, связанных общностью интересов, технологий, капитала, договорами, участием в совместной деятельности. Предприятия, входящие в концерн, сохраняют свою хозяйственную самостоятельность на оперативном уровне и остаются юридическими лицами, однако теряют независимость, подчиняясь общей стратегии либо командам из головного офиса. В отличие от мягких форм сотрудничества концерн имеет централизованное управление. Здесь выстраивается структура хозяйственного подчинения. Как правило, предприятия, входящие в концерн, сосредоточиваются вокруг одной головной фирмы, в качестве которой выступает либо финансовый институт, либо одно из звеньев технологической цепочки. В большинстве случаев концерны преобразуются со временем в холдинги. Холдинг— это корпорация, состоящая из головного предприятия, сосредоточившего в своих руках контрольные пакеты акций и долей дочерних фирм с целью контроля и управления ими. Холдинговой компанией считается компания независимо от ее организационно-правовой формы, в состав активов которой входят акции других компаний. Материнские фирмы обеспечивают себе контроль за деятельностью дочерних организаций. Дочерние предприятия осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность. Как правило, головное предприятие холдинга не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности. В некоторых случаях оно осуществляет только права владения и распоряжения принадлежащими ему акциями. Однако, особенно в последнее время, головное предприятие холдинга сосредоточивает в своих руках стратегическое управление корпорацией. Преимущество холдингов стоит в одновременной консолидации финансов, исследовательской деятельности ряда отделов и свободном оперативном управлении фирмами на местах.

В России получает распространение и такая организационная форма объединения предприятий, как финансово-промышленная группа (ФПГ) — зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных учреждений, объединение материальных ресурсов и капитала которых проведено на условиях «Положения о ФПГ и порядке их создания». Головной организацией ФПГ может быть как промышленное предприятие, так И банк или инвестиционный институт. ФПГ отличают следующие особенности: целенаправленная концентрация ресурсов, перекрестное владение акциями, привлечение долгосрочных инвестиций, совместная организация маркетинга, высокая степень управленческой автономии и в то же время совместное решение крупных проблем. ФПГ призваны решать проблемы концентрации ресурсов и мобильного управления ими.

Помимо определенных правовых форм предприятий, входящих в корпорацию, каждое объединение выстраивает свою организационную структуру. Большое влияние на структуру корпорации оказывает масштаб фирмы и рынки, на которых она действует. Так, исследования Боннского института экономики позволили выявить зависимость между диверсификацией, рентабельностью и организационными структурами (см. рис. 6.7).

Профессор Карус определяет зависимость структуры корпорации от количества предприятий, входящих в корпорацию, и количества выпускаемых продуктов следующим образом: при росте количества предприятий и продуктов организационная структура корпорации изменяется от функциональной через дивизиональную и стратегический холдинг—к финансовому холдингу. Последний подразумевается как структура для аккумулирования и маневрирования ресурсами, в первую очередь финансовыми, созданная с целью осуществления инвестиций и проведения инноваций (см. рис. 6.8).

Профессор Виссема приводит следующий порядок смены организационных форм корпорации в зависимости от динамизма и дифференциации продуктов и рынка и степени функционального динамизма и синергии. При увеличении первого параметра и уменьшении второго корпорация приобретает следующую структуру: сначала предприятие имеет функциональную структуру, которая сменяется функциональной организацией с продуктовыми группами, потом выделяются сбытовые подразделения. Затем организация приобретает матричную структуру, на смену которой приходят самостоятельные подразделения с центральным аппаратом. Следующим этапом является структура подразделений с децентрализованным аппаратом. При малой степени синергетических связей и функционального динамизма и значительной дифференциации продуктов и рынков корпорация вырождается в конгломерат.

Современный корпоративный менеджмент и его функции обладают рядом особенностей. На уровне отдельных предприятий функции менеджмента низшего и среднего звена почти не отличаются от функций менеджмента компаний, не входящих в объединенные структуры. На уровне материнского предприятия, головного предприятия холдинга обычно сосредоточиваются функции, являющиеся специфическими для объединений: инновационный менеджмент, стратегическое планирование, координация деятельности корпорации, концепция тотального маркетинга и управление качеством, финансовый менеджмент, информационный менеджмент, управление ресурсами, управление рисками.

Сегодня корпорация перестала носить чисто коммерческий характер и служить целям только одного лица или группы лиц. Изменения в мире и развитие самих корпораций привели к тому, что последние стали выполнять также социально-экономическую и общественно-политическую нагрузки. В связи с этим изменились и направленность корпораций, построение фирмами целей, определение миссии и стратегии. Прибыль, рентабельность и завоевание рынков становятся далеко не главными целями предприятий и объединений. Выдвигается идея о том, что прибыль становится уже не целью, а средством корпораций для решения других, социально-экономических, общественных и психологических, задач. Основными задачами предприятий являются удовлетворение потребностей потребителей, повышение качества, обеспечение стабильности, охрана окружающей среды.

Подводя итоги, отметим, что корпоративный менеджмент занимает в системе современного управления совершенно особое место и является средством горизонтального управления, взаимодействия разрозненных функций частного капитала и государственной власти, корпораций и общества. При этом корпорации должны учитывать основные тенденции развития общества, мировой экономики и политики и оптимизировать, в связи с этим, собственную структуру, внедрять смешанные формы, повышать их гибкость и коммуникативность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)