Концепция личности Б.Ф. Ломова. Системный подход

К концу 1970-х гг. ориентация на структурный подход к пониманию проблемы личности сменяется тенденцией к применению системного подхода, который является основополагающим в научной деятельности видного отечественного психолога Б. Ф. Ломова (1927–1989).

Его учителями были Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев. В 1954 г. он защитил кандидатскую диссертацию по психологическим проблемам политехнического образования. В 1959 г. под руководством Ломова была организована первая в стране лаборатория инженерной психологии. Проблемам этого направления была посвящена и его докторская диссертация (1963). В 1966 г. вместе с Б. Г. Ананьевым он создает психологический факультет в ЛГУ и становится его первым деканом.

Ломов обладал огромным авторитетом как ученый и автор широко известных фундаментальных трудов в области общей, педагогической, инженерной психологии. Взгляды Б. Ф. Ломова имели глубокую научно-практическую ориентированность он умел ставить и эффективно решать прикладные психологические задачи; организовывать продуктивное взаимодействие с представителями заинтересованных в психологических разработках областей практики.

Благодаря Ломову в Москве появляется Институт психологии в системе Академии наук. Именно на Ломова была возложена ответственность разработать стратегию развития института, определить основные направления, осуществить ряд организационных мероприятий и в конце концов возглавить. На институт возлагалась функция координации психологических исследований в СССР, что сразу определило характер и масштаб научных контактов как в нашей стране, так и за рубежом.

По инициативе Ломова при Президиуме АН СССР был создан Научный совет по проблемам человека. Он создал «Психологический журнал» и долгое время руководил им в качестве главного редактора. Ломов неоднократно избирался президентом Общества психологов СССР. Его интересы в области психологии были очень многогранны. Много внимания Борис Федорович уделял разработке проблем общей психологии (в частности, вопросу отражения), психологии общения, психологии личности.

Развивая системный подход к пониманию сущности личности, Ломов показал всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности.

Объединяют все научные разработки ученого комплексный и системный подходы к исследованию психических явлений. Опираясь на представление о целостности человека как объекта исследования и необходимости его комплексного изучения, Б. Ф. Ломов выдвинул идею системности в качестве главного методологического основания психических явлений. Согласно Ломову, психические свойства не сводятся ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними. Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные, и в биологические, связывая их определенным образом. Вместе с тем через психические качества в поведении и деятельности человека реализуются многие социальные и биологические качества. Таким образом, очевидна системообразующая роль психических качеств в целостной организации человека.

Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний, полагает Б. Ф. Ломов; ее прежде всего интересует формирование и развитие личности. В связи с этим проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида homo sapiens и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность — его включенность в жизнь общества.

Ломов обращает особое внимание на базовые категории психологической науки. К их числу относятся отражение, деятельность, общение, личность. Если первые три — процессы, то последняя является их «носителем», или субъектом. Вместе с тем ни деятельность, ни общение сами по себе не обладают психическими качествами и не существуют в принципе, личность же обладает этими качествами и существует благодаря этим процессам. Ломов пишет о том, что в итоге проблема деятельности и проблема общения как бы «замыкаются» на проблему личности.

Таким образом, психологический склад личности, ее внутренний и духовный мир можно раскрыть через анализ деятельности и общения (более широко — всей жизнедеятельности человека).

Отметим, что, в отличие от взглядов А. Н. Леонтьева, который полагал, что личность является продуктом и моментом деятельности, Ломов писал о том, что деятельность является продуктом и моментом личности. Мотивы и цели деятельности принадлежат личности, которая ее выполняет. Под мотивационной сферой личности понимается совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение всей ее жизни. В свою очередь, мотивы могут быть устойчивыми и изменчивыми.

По мнению Ломова, обращение к проблеме личности в психологии имеет в своей основе два важнейших аспекта. Во-первых, все психические процессы и состояния должны исследоваться как процессы и состояния личности, речь идет о личностном принципе сформулированном в советской психологии и лежащем в основе работ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова. Чтобы понять психические функции, процессы и состояния в системе, их нужно рассмотреть в контексте жизнедеятельности личности. Личностный подход выступает как один из методологических принципов общей психологии.

Во-вторых, проблема личности выступает в психологии как самостоятельная, личность сама является предметом психологического исследования. В разных планах она изучается в общей, дифференциальной, социальной, педагогической и других областях психологической науки. Однако все они как бы подчинены общей идее психологии личности.

Важнейшее значение, по Ломову, для понимания психологической структуры личности имеет исследование направленности, потребностей, способностей, темперамента и характера как образований более высокого уровня интеграции по сравнению с процессами и состояниями. Среди них ведущая роль отводится направленности, в содержание которой входят цели, мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности (в частности, способности). Направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные, духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие. Направленность формируется в процессе развития личности в системе общественных отношений.

Ломов отмечает, что вопрос о том, как организуются многообразные психологические свойства личности в единую систему, пока остается открытым. И ответ на него пока не найден. Вместе с тем Ломов пишет, что в роли системообразующих выступают такие характеристики, как сознание и самосознание, система убеждений человека.

Но психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни как материально-структурные. Только анализ отношения «индивид — общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. Позицию личности в обществе можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений.

Таким образом, личность представляет собой социальное качество индивида, выражающееся в его субъективно6личностных отношениях к окружающему миру и самому себе.

Ученый затрагивает еще одну тему, неоднозначно трактующуюся в советской и российской психологии. Он полагает, что понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» не тождественны. По мнению Ломова, индивидуальность является более широким понятием, так как и индивид, и личность раскрывают специфический аспект индивидуального бытия человека.1 Индивид — единичный представитель вида homo sapiens. При изучении личности мы имеем дело с такими признаками, которые определяются принадлежностью индивида к обществу. Только анализ отношения «индивид — общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. В основу изучения личности должна быть положена теория общественных отношений, разработанная К. Марксом. Включенность личности в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ею деятельностей, круг и способ общения. Это может помочь ее развитию или, наоборот, затормаживать его. Каждая личность включена в определенное «пространство отношений». Личность доминирована общественными отношениями. Вместе с тем это не означает ее реактивности и пассивности. Развитие личности — это активный процесс. Основным условием самоопределения личности является ее общественная активность.

Ломов полностью соглашается с принципом, выдвинутым еще С. Л. Рубинштейном и поддержанным Б. Г. Ананьевым и А. Г. Ковалевым, что в процессе движения индивида в системе общественных отношений происходит превращение психических процессов в психические свойства его личности.

Развитие личности обеспечивается двумя процессами. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений, ее связи с обществом углубляются, расширяются, благодаря чему она овладевает общественным опытом. Речь идет о процессе социализации. С другой — вместе с этим получаемым опытом личность становится все более самостоятельной, относительно автономной, т. е. в ее развитие включается другой процесс — индивидуализация. «Индивидуализация — это фундаментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.»1 Процессы социализации и индивидуализации неразрывно связаны друг с другом. В этой связи возникает проблема самодетерминации развития личности. Смысл этой проблемы в том, что в процессе жизнедеятельности личность научается произвольно регулировать свое поведение, но более важно то, что на определенной стадии развития она начинает сама организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять собственное развитие, в том числе и психическое.

В своих трудах Ломов соглашается с тем, что действительно существует множество различных представлений о целостной системе личности. Если называть все качества, состояния, свойства, черты, о которых писали А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др., то получится весьма длинный список, хотя мнение каждого из них заслуживает особого отношения. Но есть нечто, что объединяет взгляды всех вышеназванных ученых, — понимание личности как системы. Именно этот принципиальный момент и стал фундаментальным основанием концепции Ломова.

Таким образом, можно смело утверждать, что вся концепция Б. Ф. Ломова, в том числе и понимание личности, является ярким образцом развития советской марксистской психологии, основанием которой является понятие общественных отношений. Налицо позиции, объединяющие концепцию Ломова с подходом Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)