Контрактные цены

Цена и общая сумма контракта. Цена товара – это количество денежных единиц определенной валютной системы, которую должен заплатить покупатель продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.

Цены международных контрактов выражают в денежных единицах определенной валютной системы стоимость товаров.

По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из сторон контрагентов или в валюте третьей страны. Для платежа, то есть для взаимных расчетов между продавцом и покупателем, может быть выбрана другая валюта, не та, в которой зафиксированы цены.

В международной торговле практикуется несколько способов установления фиксации цен:

  • твердые цены;
  • цены с последующей фиксацией;
  • скользящие цены.

Твердые цены – те, которые согласовываются при заключении контракта и не изменяются в ходе его выполнения.

Цены с последующей фиксацией – устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных партнерами источников.

Скользящие цены – могут применяться в контрактах с длительными сроками поставок (более одного года) в течение которых могут изменяться экономические условия производства товара.

Скользящая цена состоит из двух частей: базовой и переменной.

  • базовая – устанавливается на дату предложения или подписания контракта;
  • переменная – определяется на период изготовления или поставки товара и согласовывается контрагентами.

В контракте определяют методику ее расчета и источники получения необходимой информации. Базовая цена рассчитывается продавцом на основе конкурентных материалов и согласовывается с покупателем при подписании контракта. При длительных сроках исполнения контракта могут изменяться: тарифы на перевозку груза, стоимость сырья, материалов и тарифы заработной платы, составляющие переменную часть цены.

Окончательная цена (Цк) учитывает изменения переменной части во время исполне6ния контракта и может быть рассчитана по формуле:

Цк = Цб (А + Б + В + …) 100, где Цб – базисная цена товара;

А – неизменная часть цены (например, амортизация)

Б – доля изменяющейся части цены товара (например, стоимость сырья и материалов);

mk и mb цена единицы сырья и материалов, соответственно на момент подписания контракта и на момент поставки.

В – доля изменяющейся части цены (например, заработной платы);

Zk и Zb – тарифная ставка заработной платы, соответственно на момент подписания контракта и на момент поставки.

Цена может быть сразу же зафиксирована в контракте. Ее последующие изменения допускается лишь при наличии определенных причин (условий). Для этого существуют правовые возможности, которые заносятся в контракт в виде оговорок.

Оговорка о колебании цены

Данную оговорку применяют лишь при поставке товаров. Существуют три оговорки: (повышение), (понижение) и комбинированная (повышение – понижение).

В первом случае любое повышение рыночной цены ведет к повышению цены.

Во втором случае любое понижение рыночной цены ведет к понижению продажной цены. Любое повышение цены во внимание не принимается.

Комбинированная оговорка позволяет повышение и понижение цены в зависимости от соответствующего изменения рыночной цены. Такая оговорка применима преимущественно к товарам, котирующимся на биржах.

В процессе уторговывания цен с учетом состояния рынка и условий контракта применяются ценовые скидки, из которых наиболее распространены следующие:

  • временные (сезонные);
  • закрытые – предоставляются на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических системах, например, в рамках стран ЕС;
  • базисные – устанавливаются при достижении определенного объема оборота в течение оговоренного периода времени;
  • “сконто” – представляется за оплату товара на более выгодных, по сравнению с обязательными, условиях оплаты, определенными в контракте;
  • дилерские – представляются торговым посредникам.

Право принятия решения об использовании скидок принадлежит импортеру.

Ценовые поправки – это метод приведения цен к единой технической и коммерческой базе. В первом случае используют поправки: на комплектацию поставки и установку оборудования; на техническую сопоставляемость. Во втором – на разницу таможенных пошлин; на условия платежей; на условия поставки, на сроки сделок.

Основным методом определения необходимого уровня цен, принятым в международной торговле, является изучение цен конкурентов на аналогичные товары. При этом вносятся поправки на сопоставление технических характеристик, а также учитывающие различия в коммерческих условиях сделок и тенденции изменения цен во времени.

Источниками сведений о ценах (конкурентными материалами) могут быть:

  • достоверные копии предложений и контрактов конкурирующих фирм;
  • прейскуранты с указанием предоставляемых скидок;
  • биржевые котировки;
  • справочные цены торговых ассоциаций и комитетов;
  • публикации в коммерческих и отраслевых журналах, изданиях и т.д.

Привлечение конкурентных материалов способствует определению того уровня цены, который отражает общественно необходимые затраты труда основных поставщиков продукции на рынок и учитывает влияние других факторов, действующих факторов, действующих на этот уровень.

Расчеты и утверждение цен могут выполняться в одном из трех вариантов:

  1. Обоснование экспортных или импортных цен производится при наличии достоверных “прямых” конкурентных материалов, то есть сведений об условиях торговли аналогичным товаром на подобных коммерческих условиях.
  2. Конкурентный лист – расчет цен в табличной форме, когда требуется внесение нескольких поправок на сопоставление технических характеристик и коммерческих условий к двум и более конкурентным материалам.
  3. Сложные расчеты выполняются, если для определения общей цены сделки требуется выполнить предварительные расчеты.

Согласование цен – один из самых сложных этапов заключения контракта, требующих высокой коммерческой и технической квалификации, опыта ведения переговоров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)